По рублю, вернее по пресловутой "рублебочке". Рублевых активов у меня практически нет, но спекуляции интересны. В дополнение к фундаментальному индикатору "рублебочка", можно отслеживать еще несколько индикаторов.
Так как бюджет РФ это основной регулятор курса, то минфин подарил пару индикаторов "баланса" бюджета.
Первый - это покупки валюты на рынке, за счет "допдоходов" (хотя "допдоходы" при запланированном дефиците бюджета в 3% ВВП - это нонсенс, поэтому слово "баланс" беру в кавычки). В 1 квартале и начале 2 минфин покупал валюту объемами от 113 млрд.рублей в феврале до 69 млрд.рублей в апреле, значит допдоходы были реальными и "баланс" бюджета был смещен в сторону профицита, в связи с этим бюджет относительно нейтрально был настроен к плохой корреляции рубля к нефти и к падению индикатора "рублебочка" ниже 3000. В мае минфин в разы снижает объемы покупок до 8,5 млрд.рублей, указывая на недостаток доходов (совершенно не важно каких, нефтяных или нет). Значит, в апреле бюджет уже был близок к "балансу" с небольшим профицитом. Что этому предшествовало - перемещение нефти из узкого диапазона 54-58$ в диапазон 50-56$. Минфин в планах покупок валюты назначил уровень "баланса" 40$. Однако такой цены ни в 1 квартале, ни в апреле и близко не было, это означает, что уровень 40$ для "баланса" неадекватен. Можно прикинуть, что уровень "балансировки" на данный момент 48-49$, а значит вероятно усиление корреляции рубля к нефти. Гораздо интереснее, будет ли минфин покупать валюту в июне, по итогам мая. Если да, значит, есть допдоходы, уровень "балансировки" снижается, корреляция все еще слабая и рублебочка может спокойно гулять ниже 3000. Если нет - корреляция усилится до 100%, а рублебочка начнет подниматься в цене.

Теперь второй индикатор. И здесь смотрим, чем же минфин РФ закрывает кассовый разрыв в бюджете в 1 и 2 квартале, помимо "допдоходов" от нефти и переходящих остатков на счетах с прошлого года. А закрывает он его, активно кредитуясь через ОФЗ. Оставим в стороне возрастающую долговую нагрузку на бюджет (а значит и на население) в части выплат процентов в 7-8% годовых, и в части выплат самого долга - основные проблемы возникнут не прямо сейчас, а на горизонте 3-5 лет, если масштабы кредитования бюджета останутся на этих же уровнях, либо усилятся - просто на данный момент минфин, по-видимому, занят сугубо тактическими задачами, а остальные, он походу намеревается решать по мере их поступления - то есть стратегическое планирование у нас теперь на нуле, а весь горизонт событий сужен до одного года.
Индикатором "баланса" здесь выступает спрос на аукционах ОФЗ. Формированием спроса занимаются условно две группы - резиденты и нерезиденты. Самые богатые резиденты со свободной ликвидностью сейчас сосредоточены в банковской сфере, а именно в госбанках. Думаю, они и составляют большую часть резидентов-покупателей ОФЗ - по сути дела происходит переток ликвидности из госбанков в госбюджет. Вторая группа - это мифические "кери-трейдеры"- нерезиденты. Тут конечно больше тумана. На данный момент международные рейтинги РФ в 2 из 3 случаев находятся на спекулятивном уровне. Основные инвесторы (крупные хедж-фонды, пенсионные и т.д.) не кредитуют такие государства (или кредитуют в очень ограниченных объемах), но не потому что не хотят, а потому что не могут из-за прямых запретов в условиях для инвестирования средств в страны с низкими рейтингами. Наиболее вероятно, большая часть капиталов нерезидентов приходящих в ОФЗ - это репатриированные капиталы из оффшоров. Это кстати не, потому, что эти оффшорные репатрианты-нерезидентны такие высокие "патриоты" или потому, что экономический блок в поте лица улучшает в РФ инвестиционный климат, просто, если ты давно работаешь на каком-то рынке, знаешь все его особенности и видишь на нем приемлемый уровень риск/доходность, то, скорее всего и инвестировать ты будешь на старом, чем рисковать на новом и неизведанном. Спрос на ОФЗ и в 1 квартале и в апреле и в начале мая (за редким исключением, типа после пролета "томагавков") оставался высоким, превосходя зачастую предложение в 2-3 раза. То есть, благодаря, в том числе высокому спросу на ОФЗ, бюджет получает часть тех же самых допходов, идущих в бюджет на финансировании дефицита, а значит, поддерживается "нейтральное" отношение к корреляции курс рубля /цена на нефть и к "рублебочке" ниже 3000. Кстати, финансирование дефицита бюджета за счет кредитов - это в чистом виде "долговая пирамида", когда кредиты берутся не для инвестирования в будущее производство товаров или услуг, а на затыкание дыр и рефинансирование, в этом конечно минфин не новичок, плюс этим же самым увлекаются многие страны, однако здесь надо понимать, что для того, чтобы более-менее безболезненно обслуживать высокий госдолг, необходимо, чтобы экономика росла на те же 1-2% в реальности, а не только в отчетах Росстата.
В случае если спрос на нескольких недельных аукционах подряд начнет падать (при том же объеме предлагаемых ОФЗ) и не будет соответствовать предложению - начнут падать и допдоходы бюджета, а "баланс" бюджета переместится в отрицательную зону, отменяя толерантность к низкой цене "рублебочки".
Кстати плохой спрос может просигналить и о проблемах с ликвидностью в банках, а значит, ЦБ, возможно, будет вынужден прекратить депозитные аукционы и возобновить аукционы РЕПО, что гарантирует вливание свеженапечатанных рублей в систему.

На удивление, все данные по аукционам ОФЗ и покупкам валюты пока еще открыты и доступны на сайте минфина и казначейства. Верить или не верить этим данным, а также использовать или не использовать эти данные в качестве индикаторов - дело сугубо добровольное.