Вход

Как исправить кредитную историю?

11.04.2014 17:46 5 4 593 просмотра
Короткий ответ: найти в себе бюрократа.

Длинный ответ.

Как показывает чтение форумов на портале Банки.ру, многочисленные ошибки в кредитных историях - объективная реальность. Давайте разберёмся, какими они бывают и как действовать пострадавшему при их обнаружении.

Если вы по каким-то причинам подозреваете, что в вашей кредитной истории могут содержаться ошибки (например, банки внезапно перестали выдавать вам кредиты, хотя раньше проблем не было), сначала необходимо в этом убедиться. Первым делом запросите в Центральном Каталоге кредитных историй сведения обо всех бюро кредитных историй (БКИ), в которых может храниться ваша кредитная история. Это можно сделать в вашем профиле на Банках.ру в разделе «Моя кредитная история». После этого получите в самих БКИ непосредственно ваши кредитные истории (запрос можно сформировать там же, в профиле). Внимательно их прочитайте, проверьте все сведения, включая ваши персональные данные (ФИО, данные документов и т.п.). И, конечно, сведения о кредитах и выплатах. Если в каких-то данных есть ошибки, даже на первый взгляд незначительные, их лучше исправить.

Какими могут быть ошибки и что с ними делать?

1. Случайные опечатки и неточности, напрямую не влияющие на кредитную историю (ошибки в имени, дате рождения, названии банка и т.п.). Самый простой вариант. Скачиваете на сайте данного БКИ заявление о внесении изменений в кредитную историю, заполняете, подписываете и отправляете почтой по почтовому адресу БКИ. Обратите внимание, что почтовый адрес может отличаться от юридического или адреса основного офиса бюро. В течение 30 дней БКИ должно официально ответить вам, сообщив, что изменения внесены (или нет).

Формы заявления у разных БКИ разные: у одних это длинный документ с массой вариантов возможных претензий (вам надо выбрать нужные и дополнить ответ подробностями), у других это, фактически, «заявление в свободной форме», где вы просто описываете проблему своими словами.

Теоретически, простые и явные ошибки должны исправляться быстро. БКИ сравнивает данные, поступившие им из банка, с записями в своей базе и, если ошибка произошла на стороне бюро, исправляет её, а если записи совпадают, посылает запрос в банк. Тогда уже банк смотрит свои записи, а в случае обнаружения ошибки, передаёт в БКИ правильные данные.

На практике, однако, всё не так просто и хорошо. Загруженные работой сотрудники БКИ могут «не заметить» ваше обращение, ответить на него отпиской или невнимательно его изучить. В этом случае вы можете повторить запрос, параллельно написав жалобу на бездействие или неправильные действия БКИ или банка в Банк России и Роспотребнадзор. Не забудьте сообщить о направлении жалобы в повторном заявлении, это заставит сотрудников бюро и банка намного серьёзнее отнестись к вашему запросу. Если же и эта мера не подействовала, обращайтесь с заявлением в суд, желательно получив предварительную консультацию у юриста.

2. Ошибки в кредитных данных, напрямую влияющие на ваш «рейтинг» заёмщика. Распространённые случаи: сообщения о просрочках выплат по кредиту, которых на самом деле не было; дублирование данных (два одинаковых кредита вместо одного настоящего); отсутствие сообщения о погашении кредита, который вы уже выплатили; кредит, который вы не получали, по ошибке внесённый в вашу историю из-за совпадения ФИО с настоящим заёмщиком, и т.п.

Порядок действий тот же, но в этом случае ошибка наверняка возникла на стороне банка, а не бюро, и ругаться с бюро совершенно бессмысленно. Банк же может затянуть процесс исправления или тоже отвечать отписками, особенно если в реальности кредит давно выплачен. В этом случае ваши усилия должны быть сосредоточены на банке: выходите на доступное вам руководство, бомбите банк письмами и жалобами. Звонить практически бесполезно: специалисты колл-центра могут совершенно безнаказанно нести любую чушь, а письменный запрос и ответ на него пригодятся вам в дальнейшем в случае судебного разбирательства.

3. Мошенничество. Хуже всего, если в кредитной истории вы обнаружите кредит, который не получали, а банк подтвердит, что этот кредит действительно был выдан на ваше имя. Это значит, что кто-то воспользовался вашими паспортными данными и - скорее всего, через сообщника в банке - получил кредит. Сложно предположить, что такой кредит будет вовремя и без проблем выплачен, а значит, на вас наверняка появится жирная «чёрная метка».

Обращаться в БКИ в этом случае совершенно не имеет смысла, т.к. формально все данные внесены правильно. Ваша задача - написать претензию в банк, указав, что вы не получали кредит и подозреваете совершение преступления. Служба безопасности банка проверит обстоятельства дела, а банк даст вам тот или иной ответ. Маловероятно, что банк признает свою вину, поэтому скорее всего придётся выяснять отношения с ним в суде, что может затянуться на месяцы или даже годы. И вам наверняка потребуется дорогостоящая помощь юриста. Правда, в случае успеха вы можете потребовать с виновной стороны возмещения ущерба и оплаты расходов на ведение дела.

Как показывает практика, большинство исправлений, вносимых в кредитные истории, относятся к техническим ошибкам, связанным с неаккуратностью, некомпетентностью или безразличием со стороны рядовых сотрудников БКИ и банков к нуждам клиентов. Эти ошибки обычно легко исправить, просто надо действовать спокойно, последовательно и бюрократически-аккуратно, не надеясь на телефонные звонки, устные заверения сотрудников и обещания специалистов БКИ и банков в интернете. Если же вам действительно не повезло, и мошенники воспользовались вашими данными, испортив кредитную историю, придётся приготовиться к долгому, утомительному и дорогому процессу.

PS Если у вас есть вопросы по личным финансам, инвестициям и банковской деятельности, задавайте в комментариях. Я постараюсь на них ответить максимально подробно и понятно.

Комментарии 5

Елена Архипова
#
Здравствуйте.У меня такой вопрос: весь день пытаюсь зайти в раздел"моя кредитная история" и при заполнении паспортных данных система выдает - неправильно указана дата выдачи.Хотя все указано правильно.Я уже и в тех.поддержку написала.Может я что-то не так делаю?
Ирина Васил ьева  (vis08)
#
Добрый день. В БКИ указаны неверные данные. Как их справить?
Артём Ейсков  (Артём Ейсков)
#
Обращаетесь в БКИ, получаете бланк заявления, заполняете, сдаёте.
Ирина Васил ьева  (vis08)
#
В Какое БКИ, у нас в Приморье г. Находка, нет таких контор. Или это через отделение Сбербанка можно сделать?
Артём Ейсков  (Артём Ейсков)
#
Банк вам вряд ли поможет.

Если вы брали кредит в Сбербанке, то ваша кредитная история наверняка в "Объединенном кредитном бюро". Как запросить кредитную историю у них, сказано здесь: http://www.bki-okb.ru/txt.asp?rbr=1&txt=19 (в вашем случае надо отправить телеграмму или письмо). Ответ придёт письмом или по электронной почте.

Читаете полученное письмо с историей, выявляете ошибки. Идёте сюда http://www.bki-okb.ru/rbr.asp?rbr=16 скачиваете бланк заявления об ошибке, заполняете, отправляете письмом. Ждёте, пока внесут исправления.

Если брали кредит не в Сбербанке, то узнайте в вашем банке, в какое бюро кредитных историй они передали ваши данные. Дальше - по той же схеме: письмо с запросом - ответ из БКИ - исправление.
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Популярные сообщения

Новости по итогам отчетности за август 2017 г.
Нарушители нормативов ЦБ в августе (тех, кто находится на санации, тех, у кого уже отозвана лицензия и тех, где введена временная администрация, не обсуждаем
7
Овердрафт и технический овердрафт: сущность и правовое регулирование.
Несколько дней назад в сети появилась информация о том, что изменился статус дебетовых карт клиентов Сбербанка на овердрафтный. Официальная позиция сбербанка
12
Кредитная карта "Тепло" Восточного банка
При оформлении карты выдается карта МИР Instant issue. Согласно тарифам банка за ее оформление взимается комиссия 800 руб. за счет кредитного лимита
2
ФКБ или ВА завтра в Бине?
Тут намекают, что с Бином завтра вопрос решен. Интересно, в сторону ФКБ или ВА? И нафига там Давыдович? Сдал - принял одним днем? Что то не верю я,
2
Последний авокадо РосСтата
Я уже предвкушаю недовольство (скажем мягко) в комментариях, потому что "люди ходят в магазин". Не то, чтобы я думал, что этот пост прочитают много людей,
0

Новые сообщения

  • Банковский надзор и не только сто лет тому назад
    С Харьковом была связана и влиятельная финансово-промышленная группа Алексея Алчевского. А. К. Алчевский был инициатором создания в 1866 г. Харьковского
  • Новости по итогам отчетности за август 2017 г.
    Нарушители нормативов ЦБ в августе (тех, кто находится на санации, тех, у кого уже отозвана лицензия и тех, где введена временная администрация, не обсуждаем
  • Рынок нефти 22 сентября
    Нефтяной рынок в ожидании итогов встречи мониторинговой комиссии по сделке ОПЕК+. К текущему моменту настрой рынка сохраняется достаточно позитивным несмотря
  • Последний авокадо РосСтата
    Я уже предвкушаю недовольство (скажем мягко) в комментариях, потому что "люди ходят в магазин". Не то, чтобы я думал, что этот пост прочитают много людей,
  • Рынок нефти 21 сентября
    Нефтяные цены умеренно корректируются после обновления 5-мес. максимумов накануне, Brent при этом пытается удержать уровни $56+. Напомним, что технический