Как не отдать деньги мошенникам с «больными детьми»?

11.10.2015 20:00 6 4 818 просмотров
Короткий ответ: потратить несколько минут на поиск информации.

Длинный ответ.

В социальных сетях и на форумах в интернете не прекращается поток объявлений с просьбой дать денег «на лечение» того или иного ребёнка или на покупку ему вещей после «аварии», «потери родителей» и т.п. Реже такие объявления касаются взрослых. Грамотно составленное сообщение с подходящей фотографией симпатичного ребёнка может собрать десятки тысяч перепостов, его увидят сотни тысяч, если не миллионы людей. Даже если на просьбу отреагирует 0,1% увидевших, собранная сумма может оказаться весьма внушительной.

Проблема в том, что, как показывает практика, почти все эти объявления - фальшивки, созданные мошенниками. Умение правильно реагировать на подобные просьбы - тоже элемент финансовой грамотности современного человека: когда перечисление денег происходит нажатием нескольких кнопок, бывает трудно удержаться от перевода в адрес «несчастного ребёнка» или как минимум перепоста сообщения, а значит, помощи мошенникам в воровстве денег у ваших друзей и знакомых.

Как понять, фальшивое объявление перед вами или кому-то действительно нужна помощь?

1. Пробейте ключевые слова из объявления по поисковым системам: имя ребёнка, номера телефонов, банковских счетов, электронных кошельков и карт. Кстати, многие думают, что если в объявлении указаны банковские счета (или номера карт) с фамилиями получателей, то это говорит о честности авторов. На самом деле, скорее всего, эти номера и фамилии взяты с потолка именно с целью повысить доверие к объявлению, а реальный сбор денег происходит через анонимные электронные кошельки, указанные здесь же. В крайнем случае, используются подставные лица.

Поиск по ключевым словам может сразу вывести вас на сообщения тех, кто уже сделал тщательную проверку и убедился в том, что объявление - фальшивка. Или вы можете обнаружить, что те же слова (номера счетов) используются в других похожих объявлениях. Или что заинтересовавшее вас сообщение крутится по социальным сетям уже года три и давно устарело. В последнем случае объявление может оказаться не фальшивым, но изменившиеся обстоятельства делают бессмысленным его перепост или отправку денег. Недавно мне встретилась просьба «помочь вещами» трёхлетнему ребёнку в Москве, потерявшему родителей. Поиск показал, что случай - реальный, но произошёл в 2010 году, а девочка уже ходит в школу в одной из кавказских республик. К тому же, у неё большая и вполне состоятельная семья. При этом по указанным номерам московского телефона до сих пор отвечают какие-то люди и даже приезжают к желающим отдать вещи «несчастной трёхлетке», не отказываясь и от денег.

2. Сделайте поиск по фотографии. В Яндексе или в Гугле нажмите на изображение фотокамеры в поисковой строке и загрузите картинку. Одна и та же фотография особо симпатичного или вызывающего жалость ребёнка может использоваться в разных объявлениях с разными именами, некоторые изображения могут быть взяты из фотобанков или публикаций в зарубежной прессе. Такое дублирование - очевидный признак фальшивки.

3. Обычный совет, который часто дают в этом случае: «Позвоните по телефонам, указанным в сообщении, и узнайте всё сами». На первом этапе этого делать не стоит. Во-первых, фальшивые или «молчащие» номера в объявлении дают только самые ленивые мошенники (хотя встречаются и такие). Во-вторых, вполне возможно, что по телефону вам ответит не просто человек, играющий роль родителя больного ребёнка, но подготовленный специалист, профессионально «разводящий» звонящих на большие суммы. Если вы когда-нибудь «золотили ручку» цыганкам, вы понимаете, к чему это может привести. Звонить имеет смысл только после предварительной проверки, если её результаты не вызвали у вас сомнений в подлинности объявления.

4. Не принимайте решение спонтанно. Ничего плохого не случится, если вы «переспите» с мыслью о помощи и через день-два оцените ситуацию более трезво. Профессионально составленные объявления рассчитаны именно на эффект «спонтанной покупки»: читателя «выбивают из колеи», выводят из обычного состояния, ставят в неудобное положение, вешают на него комплекс вины («там ребёнок страдает, а я тут в интернете сижу») и предлагают способ быстро «откупиться» от этого чувства - перечислить немного денег или хотя бы нажать кнопку «перепост».

5. Стоит ли делать перепост просьбы о помощи? Только в одном случае: если вы провели проверку и убедились в правдивости сообщения. А ещё лучше - если сами уже помогли. Перед тем, как нажать кнопку «Поделиться», представьте (буквально - на уровне картинки перед глазами), что вы сами, своими руками вытаскиваете деньги из кошельков друзей и отдаёте их автору поста. Если вы готовы сделать это в реальности - нажимайте. Если есть сомнения - воздержитесь.

Распространение вами подобных просьб - не просто акт жалости, сочувствия или проявления эмпатии. Оправдание в стиле: «я просто нажал(а) кнопку, потому что мне жалко ребёнка» не работает. Это финансовая операция, затрагивающая интересы ваших друзей и знакомых. Относитесь к ней именно как к финансовой операции, используйте хотя бы простейшие правила финансовой гигиены, это поможет избежать большинства ошибок.

О том, кому и как правильно помогать финансово - в следующей заметке.

PS Если у вас есть вопросы по личным финансам, инвестициям и банковской деятельности, задавайте в комментариях. Я постараюсь на них ответить максимально подробно и понятно.

Комментарии 6

scrumb  (scrumb)
#
хорошо бы 5-й пункт и послесловие вынести в начало
именно это один из бичей соцсетей
Эдуард Банков  (CrashBack)
#
Надо хотя бы спросить у репостеров, уверенны ли они в информации.
Александр  (AlexandrNic)
#
Спасибо. Очень толковая статья.
Елена Митрофанова  (Elenamitrofanova)
#
Все верно! Сейчас на каждом шагу встречаются мошейники, которые зарабатывают на маленьких, больных детях. В электричках, в метро - там их пруд пруди. Часто помогаю детям, но полностью доверяю только первому каналу.
Мария Г.  (фейри)
#
Цитата
scrumb пишет:
хорошо бы 5-й пункт и послесловие вынести в начало
<br />именно это один из бичей соцсетей

хорошо бы понимать, что сами соцсети - бич интернетов.
Зара  (Pannntera)
#
Очень хорошая статья, а главное полезная.
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Популярные сообщения

FINAL CALL 11/16
15 ноября вышли данные по исполнению федерального бюджета за очередной месяц — октябрь. 1. В апреле — августе 2016 года из Резервного фонда изъяли
0
Как вернуть «тетрадочный» вклад?
Короткий ответ: показать документы о вкладе в банке-агенте. Длинный ответ. Наверное, уже практически все вкладчики знают, что во многих банках с
6
Почему опасно оплачивать покупку в инетмагазине переводом на кошелек ЯД?
Почему опасно оплачивать покупку в инетмагазине переводом на кошелек ЯД? 1. Сервисы ЯД (Яндекс Деньги) очень удобны для мошенников, так как ЯД зарабатывают
10
Меркурий в Стрельце
Меркурий вошел в Знак Зодиака Стрелец и проходит здесь до 03 декабря. Что же интересного нам принесет этот транзит? Людей в это время отличает свобода
0
Рынок нефти 1 декабря
ОПЕК после почти годичных переговоров и восьми лет перерыва приняла решение о сокращении добычи нефти. Отдельным успехом для рынка в целом и картеля в
0

Новые сообщения

  • Рынок нефти 1 декабря
    ОПЕК после почти годичных переговоров и восьми лет перерыва приняла решение о сокращении добычи нефти. Отдельным успехом для рынка в целом и картеля в
  • FINAL CALL 11/16
    15 ноября вышли данные по исполнению федерального бюджета за очередной месяц — октябрь. 1. В апреле — августе 2016 года из Резервного фонда изъяли
  • Рынок нефти 30 ноября
    Рынок в ожидании решения ОПЕК. Сегодня должна быть поставлена точка в многомесячных и весьма непростых переговорах о потенциальном ограничении на нефтяном
  • Рынок нефти 29 ноября
    Над нефтяным рынком нарастает неопределенность, новостной фон концентрируется исключительно на предстоящем заседании ОПЕК. По итогам прошедших технических
  • Венера в Козероге
    Венера вошла в Знак Зодиака Козерог и пробудет здесь до 09 декабря. Вместо иллюзий и идеализма приходят сдержанность в проявлении чувств, строгость оценок