Дискуссия о рейтинговании банков. Остановите пулю. Я передумал

03.09.2012 09:40 49 3 582 просмотра
Тема очередной статьи — онлайн-услуги. У меня появилось желание рассказать об онлайне на основе реальных историй из банковской жизни.

БАНКОВСКИЕ БАРЫШНИ И РОБОТЫ
Полвека назад. Надо позвонить. Поднимаете трубку. Отвечает телефонная барышня. Называете номер. Она вставляет штекер в нужное гнездо, и пожалуйста — говорите.

Представьте, Вы звоните или посылаете СМС сегодня, а вам приходится ждать, пока ответит телефонная барышня. Бред?! Да! А в банковской системе это почти повсеместная реальность. Посылаете платёж, и он попадает к банковской барышне.

В современных банках трудятся не барышни, а роботы. Они зачисляют и отправляют все платежи за 5—7 секунд. Круглые сутки. Если через РКЦ, то с 9.00 до 22.30 (в Москве РКЦ работает до 20.30). Кстати, замечу, что в Екатеринбурге режим работы РКЦ онлайновый. Поэтому все рекорды по скорости бьёт Свердловская область.

Очень часто архаичные банки говорят, что у них тоже онлайн. Но вот только в 5—7 секунд не укладываются. Впрочем, как и в 5—7 минут тоже. У них всегда барышни виноваты. Не успевают, да ещё спят по ночам.

УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ-ОНЛАЙН
Екатеринбург. Отделение банка. Женщина. Волнуется. Торопится. Надо срочно пополнить уставный капитал фирмы. 700 тысяч рублей. Пятитысячные купюры. Приёмник кэшина на 40 листов - внесла за несколько приёмов. Выписку с мокрой печатью банка может получить через 5 - 7 секунд после внесения денег.

ОТГРУЗКА-ОНЛАЙН
Москва. Финансовый директор строительной компании. Называет онлайновый банк палочкой-выручалочкой. Бывают форс-мажоры. Вчера не нужен был кабель, а сегодня вынь да положь. Пока идут деньги поставщику, машина ждёт под погрузкой. Заплатила в онлайне, тут же сгенерила платёжку с отметкой банка и через десять секунд выслала её поставщику электронной почтой. Груз в кузове. И нет многочасовых простоев.

КАРТОТЕКА-ОНЛАЙН
Екатеринбург. Раньше клиент был вынужден пользоваться овердрафтом для покрытия кассовых разрывов. Текущим днём ему надо платить деньги поставщикам, а выручка приходит только поздно вечером. Поставляют запчасти на автозаводы и магазины. А они западнее на несколько часовых поясов.
Открыли счёт в современном банке. Картотечные счета обслуживает робот. После обеда бухгалтер на пустой расчётный счёт накидывает кучу платёжек. Поздно вечером ни в банке, ни на предприятии людей нет. Фирме приходят деньги. Банковский робот сразу же проводит платежи. Деньги поставщикам уходят вовремя. Заёмные средства не нужны.

ЛЮБИМЫЕ БАРЫШНИ
Приведу ещё несколько плюсов онлайна.

Народ ликует. Да здравствует онлайновая конвертация валюты.

Далее, зарплата. Пусть глубокой ночью и даже в праздники можно послать ведомость, а через 5 - 7 секунд деньги уже на счетах трудящихся. Не говоря уже о буднях.

Ещё пример. Через интернет-банк прямо в онлайне, не отрывая зад от стула, можно заплатить за учебу детей за рубежом, вступительный взнос за участие в международном симпозиуме...

И в заключение - минувшая суббота. Друг ужинает в ресторане. Забыл карту. Наличных с собой нет. Позвонил. Я закинул на карту жены друга. У неё чуть-чуть не хватало денег. Она клиент современного банка. Через 5 - 7 секунд деньги уже на счёте. Честь друга спасена. Удивлению официанта нет предела!

Люди быстро привыкают к хорошему. Принимают как должное, что их деньги ходят за 5-7 секунд. Историй уже не рассказывают. Забывают о банковских барышнях, а думают только о своих. И ходят с ними ужинать.

В следующих статьях я продолжу тему критериев оценки интернет-банков.

Комментарии 49

AlexeyBB AlexeyBB  (AlexeyBB)
#
Еще есть проблема в некоторых банках зачисляют деньги с задержкой...

Например мной замечено, что СМСуведомление от Инбанка о зачислении средств приходит часа на 3-4 раньше, чем скажем от Связного. Возможно там наряду с описанным в статье еще и РКЦ московский. В некоторых банка - вообще зачисление на следующий день...

Платеж и там и там межбанковский
Михаил Павличенко  (Mixerr)
#
Цитата
Полвека назад. Надо позвонить.

Да наверное уже век прошел, ка Владимир Ильич по телефону требовал Смольный. Интересно, состоялась бы Октябрская революция, будь тогда интернет и сотовая связь?
Александр Ильиных  (detlst)
#
В моем любимом современном банке я как юрлицо перевожу зарплату себе, физлицу, внутрибанк. Только нажал Подписать и отправить- и тут же 2 СМС- какие 5-7 сек? Секунды не проходит, как мои 2 сотовых- рабочий и личный начинают вибрировать.
Переводил свои личные средства в другие банки- в екатеринбургский- от 12 до 20 минут, в федеральные (через Московский РКЦ) - от 3 до 6 часов. Но, как тут уже отметили, бывают и зачисления следующим днем.
А по поводу отгрузки- онлайн- это очень здорово: выиграл аукцион, а там жесткие сроки поставки. А без предоплаты уже почти никто не отгружает. Сгенерил платежку, тут же в PDF сохранил ее с синим штампом банка- и отправил поставщику в четверг. Они в пятницу отгрузили, в понедельник груз получаю. Еще бы в столице РКЦ на онлайн перешел...
Алексей Кузнецов  (AleksK)
#
Цитата
Еще бы в столице РКЦ на онлайн перешел...

Давно пора. Непонятно, чего ждут.
Михаил Павличенко  (Mixerr)
#
Онлайн должен быть как в фильме с Сигалом про поезд. Заложница говорит код, на этот код перечисляются деньги и после поступления денег на счет террористы успокаиваются. Если бы деньги ходили по 12 часов, Голливуд без фильмов про вымогателей остался бы.
AlexeyBB AlexeyBB  (AlexeyBB)
#
Да, уж.. Москва и ее РКЦ пока слабое звено во всей цепочке... Из-за этого преимущества быстрых банков не так видны...

Кстати 700тыр нала через кэшин в УК это что-то с чем-то... Я бы все-таки поостерегся этой шайтан машине такие суммы доверять... По старинке через кассу как-то спокойнее.. smile:)smile:)smile:)
Alex  (BankCoda)
#
РКЦ - это только один вид транспортного потока.
Есть SWIFT, межфилиальные расчёты, межбанковские, Телекс, VIAS и т.д.
Ими надо пользоваться, или грешить на ЦБ, РКЦ...
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Это реальный случай. Всё что я пишу - из жизни. Ничего не придумываю.
Александр Ильиных  (detlst)
#
Цитата
Я бы все-таки поостерегся этой шайтан машине такие суммы доверять..

Шайтан- машины, если с ними аккуратно- в помощь. Месяц назад не работала на М-195, сдал в "точку". Сегодня работала- все нормально скушала и зачислила.
Суеты только они, ш-машины, не любят
Шарухин Антон  (toshik80)
#
Я этому всему год назад удивлялся. Проводишь платеж с расч.счета на карту в час ночи и через полминуты деньги уже на карте.
Приносишь наличку, отдаешь кассиру и через полминуты СМС-ка о пополнении. Причем даже не карточного, а расчетного счета.
Попробовал написать об этом в народном рейтинге (типа сверхзвуковой процессинг), а в ответ услышал "Нашел чем удивить". И даже положительную оценку не засчитали.
Сегодня роботы есть у многих банков и даже межбанковские платежи проходят часа за 2-3
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Уважаемый Антон! Здесь есть одна тонкость. Свой банкомат (как и собственная касса) и чужой банкомат.
Работать в онлайне со своим банкоматом дело не хитрое. Все так умеют, наверное. А вот с чужим - высший пилотаж.
Сейчас всё больше и больше банков входят в ОРС. И онлайновые технологии работы с чужими банкоматами становятся крайне актуальными. Мне не известны банки (кроме нас), которые умеют это делать. Если есть таковые - огласите список.
Bald  (Bald)
#
Остальные чтят положения ЦБ и ждут клиринг
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Уважаемый Bald!
Сегодня с утра проползли на брюхе с нашими юристами все положения ЦБ, регулирующие описываемую ситуацию. Вывод - мы тоже чтим и выполняем в полном объеме все требования ЦБ.
Bald  (Bald)
#
Пожалейте юристов, они вам не простят такого с утра smile:)
266-П пункт 2.9
Цитата
2.9. Основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является реестр платежей или электронный журнал.
...

Реестр платежей это клиринг, это также подробно изложено в 383-П в 3 главе.
А электронный журнал может быть своего устройства, а не чужого smile:)
Исходя из этого у себя вместе с бухгалтерией рубим крылья энтузиастам мгновенного зачисления. Многие предпочитают консервативный подход в этом вопросе. А сделать - не проблема, никакого высшего пилотажа.
Nesdm  (Nesdm)
#
п. 1.3. Положения 266-П: электронный журнал - документ или совокупность документов в электронной форме, сформированный (сформированных) банкоматом и (или) электронным терминалом за определенный период времени при совершении операций с использованием данных устройств.
Нет указания на то, что банкомат/терминал обязательно должен быть свой.
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Уважаемые Дамы и Господа!
Дискуссия переходит в русло прямого консультирования. Наверное форум не та площадка, где стороны консультируют друг друга.
Bald  (Bald)
#
Цитата
Нет указания на то, что банкомат/терминал обязательно должен быть свой.
Да, это недоработка Положения smile:) Но элементарный здравый смысл подсказывает, что электронным журналом обладает владелец устройства, а не кто-то на стороне. Попытка выдать авторизационное сообщение за электронный журнал не более, чем натяжка. Слаба богу, в 383-П все однозначно.

Владимир Фролов:
Ухожу, ухожу... Благо, в консультациях не нуждаюсь.
Nesdm  (Nesdm)
#
Каждый сам решает, чем ему руководствоваться при создании того или иного процесса -или "элементарным здравым смыслом" (понятие субъективное, в т.ч. и в оценке "здравости") или четкими определениями в нормативных актах ЦБ РФ. smile:drink:
Oleg Sudnik  (olger)
#
А что конкретно имеется ввиду под громкой фразой "работать в онлайне с чужим банкоматом"? Какие именно операции Вы относите к т.н. "высшему пилотажу"?
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Есть определенные технические сложности. Но самым тяжелым для нас было преодолеть организационные проблемы.
Oleg Sudnik  (olger)
#
Владимир, надеюсь, Вы и сами понимаете, что не ответили на мой вопрос....
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Согласитесь, что для описания бизнес-процедуры и оргвопросов форум не совсем подходящий формат.
Oleg Sudnik  (olger)
#
Я и не прошу описаний - просто список операций в банкомате другого банка, которые относятся, по Вашему, к "высшему пилотажу".
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Я же Вам Олег ответил, что основные трудности лежали в организационной сфере и в бизнес-процедуре.
Ну и давайте высший пилотаж приземлю до умелого пилотажа.
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Уважаемый Антон огласите также список тех банков, у которых в контуре проведения платежей, работы с картотекой и других описанных мной операций нет человека.
Только не надо в качестве примера приводить биллинговые платежи и карточные транзакции. Там природа платежей другая. Идёт информационный обмен, на основе которого клиент получает сведения о проведённом платеже, а сами операции по переводу денег осуществляются позже. Такова специфика этих транзакций.
Давайте обсудим обычные платежи по свободным реквизитам.
Шарухин Антон  (toshik80)
#
Владимир, работать в онлайне с чужим банкоматом, высший это пилотаж или нет сказать не могу так как не силен. Всю эту кухню проведения платежей, рейсами, не рейсами понимаю плохо да и не зачем мне это.
Я говорю про свои ощущения. Если раньше мне было необходимо перевести деньги с р/счета ИП на счет ФЛ в один день и только на следующий (в лучшем случае) забрать наличкой, то теперь 5-10 минут на переброску с р/счета ИП на карт.счет и 20 минут на снятие в отделении.
А насчет положить наличку это я имел в виду на р/счет ИП, по электронному объявлению на взнос. На р/счете ИП деньги тоже в течение 5 минут появляются. Тут же их "раскидал" и нет вопросов. А отделение за два года посетил только 1 раз, справку нужно было распечатать.
И кстати очередями в этом банке и не пахнет. Когда в мини-офис зашла тётя и начала вытаскивать ворох квиточков ей вежливо ответили, что коммунальные платежи не принимают, предложили открыть картсчет и интернет-банк. Тётя наморщила лоб и ушла, но в другой день, другая тётя после долгих расспросов начала оформлять заявление на карту.
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Уважаемый Антон!
Автоматизированные процедуры крутятся на порядок быстрее. Это 5 - 7 секунд. Если речь идёт о минутах, то не исключено, что у вашего банка хорошо обученный персонал, умеющий быстро работать. Но уходит персонал домой и замирает жизнь в банке. А в нашей стране со многими часовыми поясами это сильно тормозит бизнес.
Проверить автоматизированные ли процедуры в банке достаточно просто. Глубокой ночью проведите внутрибанковский платёж между юридическими лицами и всё станет ясно.
Насколько онлайн нужен рынку? Юрлицам часто очень нужен. Физлицам быстрые платежи жизнь тоже не портят.
Мы обсуждаем то, о чём у Вас нет представления (имею ввиду не только быстрые платежи). Подключитесь к нам (через наш сайт откройте электронный кошелёк и заведите туда деньги). Тогда обсуждение этой темы приобретёт более чёткие контуры. Появится база для сравнения (пусть даже по несколько урезанному функционалу) и суждения Ваши будут более мотивированными.
Сергей Ш  (beliyYAR)
#
Цитата
Давайте обсудим обычные платежи по свободным реквизитам.

А что тут говорить... Пока Московский РКЦ работает т.н. "рейсами", ни о какой мгновенности межбанковских платежей не может быть и речи, как бы кто из банков ни бился. А там уже, после выполнения "рейса", ДС поступают на конечный счет от 20мин до ... вечера - тут уже от совести банка зависит. Я, например, первым получаю свою з-пл среди коллег, через 3-10минут после "рейса" - раньше тех, кто подключился к зарплатному проекту, несмотря на то, что у них внутрибанк, а у меня межбанк.
Первый момент. Иногда закрадывается сомнение, что делать сверхбыстрый межбанк невыгодно самим банкам, т.к. тогда клиенты получат дешевый способ скоростной "переброски" денег, ведь тарифы на межбанк, в целом, низкие, а когда человеку надо очень срочно, то он воспользуется какой-нибудь системой быстрых платежей, а там уже другой порядок тарифов. А для юр.лиц, я думаю, эти плюс-минус 2-3 часа при отправке/зачислении особой роли не играют, за исключением редкой экзотики, описанной в статье.
Второй момент. О физлицах. Много ли кто готов по первой просьбе сообщить БИК и номер счета 408...? По моему скромному опыту, двое из десяти поймут, о чем вообще речь и для одного из десяти это не составит затруднений (напр, посмотреть в ИБ). Подавляющее большинство не представляет себе иных способов, чем перевод карта-карта.
Еще такой момент, совсем недавно столкнулся. Надо было заплатить юр.лицу за услуги. Я, как обычно, попросил у них реквизиты, но они упорно настаивали на том, чтобы я отправил блиц-перевод Сбербанка на физ.лицо (их сотрудник). Чтобы так жестко косили от налогов я еще не встречал, в какой-то момент я даже подумал, что может мошенники (я делал предоплату), но все прошло успешно, только Сберу пришлось немало заплатить.
Владимир Фролов  (frolov.inbank)
#
Уважаемый Сергей!
Я привёл несколько примеров, когда критически важно иметь возможность быстро проводить платежи. А таких ситуаций каждый день у клиентов возникает очень много. Особенно у юрлиц. Уж поверьте мне. Приходится часто беседовать с клиентами.
Но скорость платежей не единственный наш плюс. Сегодня в эпицентр интереса переместился API-банк. Ограниченный ключ чрезвычайно востребованный рынком инструментарий. Особенно он интересен холдингам.
Много что можно перечислять. Да Вы и сами много что знаете, будучи нашим клиентом. Хотя, конечно, всю нашу технологическую мощь может в большей мере оценить юрлицо. У него более широкий круг потребностей.
Игорь Пехтерев  (Pine)
#
Быстрое прохождение денег это всегда плюс. Например я периодически бросаю на свою расчетную карту виза - деньги для оплаты чего-либо, прямо в очереди к кассе!
Т.е. на карте всегда совсем немного - тысяч 5-7 на мелкие текущие покупки типа в магазине отовариться или заправиться бензином, и только когда я вижу что денег не хватает я чисто мобильно и не заблаговременно, а реально в момент необходимости перекидываю со своего доходного счета (как никак 10% на нем ежедневно "капает" на остаток) на картсчет карты - причем это делаю мобильно со смартфона, за несколько минут (ну несколько минут это только из-за того что все-таки со смартфона, хотя наверное можно покопаться в API-банка чтобы стандартные действия по такому переводу еще более оптимизировать).
Михаил Павличенко  (Mixerr)
#
Вы прям придумали обоснование необходимости очередей - чтобы люди успевали деньги на карту перекидывать))))
Игорь Пехтерев  (Pine)
#
Отсюда вывод: Сократим время мобильного перекидывания средств - сократим и очереди ! smile:D
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Страницы:
  • 1
  • 2

Популярные сообщения

FINAL CALL 11/16
15 ноября вышли данные по исполнению федерального бюджета за очередной месяц — октябрь. 1. В апреле — августе 2016 года из Резервного фонда изъяли
0
Как вернуть «тетрадочный» вклад?
Короткий ответ: показать документы о вкладе в банке-агенте. Длинный ответ. Наверное, уже практически все вкладчики знают, что во многих банках с
6
Венера в Козероге
Венера вошла в Знак Зодиака Козерог и пробудет здесь до 09 декабря. Вместо иллюзий и идеализма приходят сдержанность в проявлении чувств, строгость оценок
0
Рынок нефти 9 декабря
Нефть прибавляет в ожидании второй части сделки ОПЕК+. В субботу, 10 декабря, в Вене встретятся члены non-OPEC производителей, 14 стран участников рассмотрят
0

Новые сообщения

  • Рынок нефти 9 декабря
    Нефть прибавляет в ожидании второй части сделки ОПЕК+. В субботу, 10 декабря, в Вене встретятся члены non-OPEC производителей, 14 стран участников рассмотрят
  • Рынок нефти 6 декабря
    Ситуация на нефтяном рынке локально не изменилась. Brent консолидируется в районе $54/bbl на нейтральном новостном фоне. Оптимизм после заключения сделки
  • Рынок нефти 5 декабря
    Нефть торгуется в небольшом минусе, отступая от 16 месячных максимумов. Пауза в дальнейшем оптимизме на рынке сейчас выглядит вполне логично. Во-первых,
  • Как связаться с Агентством по страхованию вкладов?
    В разговорах, связанных с отзывом лицензий банков, часто возникает вопрос: как сообщить что-то АСВ, задать вопрос, пожаловаться и т.п. Ниже - справочник
  • Рынок нефти 1 декабря
    ОПЕК после почти годичных переговоров и восьми лет перерыва приняла решение о сокращении добычи нефти. Отдельным успехом для рынка в целом и картеля в