Вход

«Инфантильность и банки» или – «Почему оно так?».

28.04.2016 23:48 31 2 502 просмотра
Современный маркетинг, бессмысленный и беспощадный требует от общества только одного – большая часть людей должна быть потребителями. В противном случае бизнесу, любому бизнесу, основанному на продажах чего-либо очень сложно развиваться. Но потребитель — это не просто так. Идеальный потребитель должен быть в том числе инфантильным подростком, желательно вообще ребенком, застрявшим на уровне рассуждений дошкольного периода. И доказывать это даже не нужно. Но мы говорим о банках? Их есть у меня.

Очень часто, буквально каждый день, при прочтении отзывов с оценкой банка в 1 балл на этом портале мы видим практически одинаковые фразы. Начинаются они так:

- Операционист не объяснил мне, что…
- Оператор обязан был сказать…
- Курьер не обратил мое внимание на…

Казалось бы - в чем тут инфантильность? Но нет, дочитайте предложение до конца:

- Операционист не объяснил мне, что страховка является добровольной.
- Оператор обязан был сказать мне, что карта является бесплатной только при соблюдении дополнительных условий.
- Курьер не обратил мое внимание на поля для установки галочек и не разъяснил что они значат.

Все это могло бы казаться правильным если не одно но. Большинство этих отзывов можно привести к одному знаменателю – «Я что-то взял, но мне не рассказали, не показали, носом не ткнули, и потому – банк виноват, верните деньги!». Ничего не напоминает? Мне напоминает. Но, давайте отвлечемся…

Итак, поговорим, для развития мысли, вот о чем – что такое инфантильное поведение как таковое? Ну в первую очередь инфантильное поведение составляют две вещи – невозможность принятия решения и отрицание ответственности. Второе вытекает из первого. Давайте вспомним уже упомянутого нами ребенка дошкольного возраста. Да, это вот та милая девочка в розовом платьишке катающаяся по полу супермаркета с криками «Купи! Купи! Купи рафаэлку!». Казалось бы – чем вам не решение, ребенок хочет рафаэлку и пытается ее добиться известным ей способом? Но - нет. Мы говорим о Решении. А решение и желание вещи разные. Любой может пожелать все что угодно, рафаэлку, новый ойфон, лексус. Это только желание, оно может быть даже не обоснованным, просто хочется и все. Лично я - хочу Камерон Диаз, но способен ли я обеспечить решение данной «хотелки»? С точки же зрения инфантильного человека, ну или плохо воспитанного дошкольника – факт наличия желания достаточен, дальше нужно требовать и получать. «Решение» для инфантильной личности складывается всего из одной составляющей – есть желание. Ничего "кроме" не нужно. Примите это как факт. Вторая часть – отрицание ответственности, как я уже сказал - вытекает из первой. Я – хочу. Все, на этом мысль останавливается. Инфантильное существо не в состоянии представить такие вещи как достижение цели, оно же уже захотело? Все должно реализоваться само собой. Потому – нет процесса достижения, нет действия, отвечать не за что. Все уже принесли и рафаэлкой мы уже хрустим.

Приведу пример. Итак - я, взрослый, сорокалетний мужик, без признаков инфантилизма. Я захожу в магазин и вижу крутой телефон ойфонь 7S. Мои рассуждения – в кармане лежит ойфонь 5, звонит, работает, большего размера не надо, понты пока не нужны, денег лишних нет, т.к. надо купить люстры. Ну тебя в пень, куплю печенья и бутылку пива.

И вариант два – я современный потребитель, инфантильная личность тридцати пяти лет, со смузи – "ой, ойфончик, хочу. Можно взять в кредит на 5 лет, все равно платеж составит не более 20% от зарплаты, зато новый гаджет, он модный и прогрессивный, все сейчас ходят со старыми, а я буду с новым! И мне еще чехол, подставку, подвязку, подписку, страховку… Хочу-хочу-хочу!"

И – нет, второй вариант — это вовсе не карикатурная версия человека. Оно так и происходит. Почему? Ответ простой – инфантильность. Человек не в состоянии принять решение, он просто следует за своим желанием. Розовый ойфон? Не обязательно. Но вернемся к банкам.

Ключевые фразы отзывов я приводил чуть выше. Если вы заметили такие слова то перед вами скорее всего инфантильная личность, вечная жертва «обмана». Но есть еще ряд стандартных фраз, обычно ни появляются в обсуждениях, хотя, чего греха таить, попадаются и в отзывах, вот к примеру:
- Я не банковский сотрудник (экономист, финансист) и не обязан знать…
- Мне должны были разъяснить (донести, указать, показать, рассказать)..
- Не все такие умные!
- Я знать не обязан!

Ключевое тут как раз последнее. Инфантильная личность всегда утверждает, что оно маленькое, тупенькое и забитое существо. Правда если его спросить об этом напрямую, существо обижается. Но продолжает гнуть свое – оно имеет право быть тупым и не знать. С этой точки зрения прекрасно все. Вот к примеру – любой нормальный человек знает, что не стоит тыкать со всей дури себе ножом в живот? Инфантильное существо не знает, потому на ноже должно быть написано, что тыкать себе или кому-то еще им в живот нельзя. Потому я недавно написал идеальный отзыв инфантильного существа о банках, звучит он так:

«Недавно покупал в магазине печенье. Пришел домой, начал есть, тут же весь опух, посинел и стал задыхаться. Оказывается, в печенье есть арахис! В магазине никто мне про это не сказал. Девушка на кассе молча пробила печенье, взяла деньги и все! Оказывается, на пачке мелкими буквами было написано про арахис. Я что должен был это читать? Почему продавец не предупредила и не рассказала об этой особенности? Я, например, ничего не знаю о том, что на пачках пишут и не имею никакого мнения об этом. Если магазин использует подобные продукты, то как минимум продавцы обязаны предупреждать об этом покупателей. В данном случае этого сделано не было. Обидно, что первая же покупка в магазине началась с такого мелкого и неприятного развода. Обращусь в прокуратуру, суд, роспотребнадзор, ФАС, верховный суд и конституционный суд, напишу президенту, премьеру, в стразбург и гаагу, спортлото и передачу спокойной ночи малыши. Я это так не оставлю! Вы еще все заплачете кровавыми слезами.»

Это практически классический отзыв. И их, отзывов, подобного формата - половина «народного рейтинга». Почему это инфантильность? Да все просто – в моем, утрированном примере человек изначально знал, что у него аллергия на арахис. Знал, но в тоже самое время не поинтересовался его наличием в печенье. За него это должен был сделать кто-то другой. Курьер, продавец, администратор, мама…

Да, возможно вы скажете – потребитель не обязан разбираться в свойствах продукта. Ок, допустим. Потребитель не должен внимательно читать документы. Пусть так. Потребитель может не понимать, не разбираться, не думать. Все прекрасно! Вы – идеальный потребитель. Вот тот самый, тупенький, инфантильный, который не должен ничего знать, уметь, понимать. Всегда рядом будет кто-то кто за вас все решит, за вас все отметит, даст рафаэлку и погладит по голове. А потом еще и похвалит – ах, какой у нас милый ребеночек, смотрите каляку-маляку нарисовал ойфон в кредит купил.

И не надо мне рассказывать, что вот этот конкретный человек что-то там не знает и потому имеет право не знать. Не имеет. Во первых – если это взрослый и самостоятельный человек - он трезво оценивает свои действия и свои поступки. В случае если этот человек бездумно покупает ойфон, бутылку водки и подписывает кредитный договор он принимает на себя Ответственность за это Решение и бежать в народный рейтинг, жаловаться что не смог прочитать банковский тариф и поставить галочку там, где ему было нужно не станет. Скорее ему самому станет стыдно, что не разобрался и он постарается молча исправить свое упущение.

Но, мы живем в обществе потребления, а идеальный потребитель он инфантилен, он ни в чем не разбирается и разбираться не должен, он должен только хотеть. И вот уже взрослый мужчина гордится тем, что не может вбить в стену гвоздь. Фу таким быть, но это модно.

Но, банки. Вернее – вы, клиенты банка и мои читатели, вот после всего этого я хочу спросить вас – а вы, собственно кто? Вы способны отвечать за свои действия? Вы способны изучить документы которые подписываете? Вы способны сами запросить, отметить, узнать нужное? Вы не придете завтра жаловаться, что есть вилкой суп очень трудно а о другом вас не предупредили? Или как?

Ну и картинка вам в помощь:

Комментарии 31

avk67  (avk67)
#
Ваше рассуждение было бы идеально, если бы не одно но. Зачастую работники фронт-офиса банка (как и другие торгованы) имеют систему "плюсов", иногда материальную, иногда и достаточно виртуальную. Поэтому предлагая клиентам продукты они выпячивают одни стороны (выгодные), и умалчивают о других. То есть имеет место классический "развод лоха". Например мои пожилые родители никоим образом не являются инфантильными, но не очень ориентируются в сфере потребительского банкинга (зато отлично разбираются в других вопросах, требующих специальных знаний, которые и не снились даже нынешним менеджерилкам). Несколько раз мне пришлось отговаривать их от заведомо плохих продуктов, поскольку им непросто даже понять прочитанное.
Предположите всё же, что не все хорошо разбираются, и может быть число enfants будет не столь terrible.
Евгений Фалин
#
Мне посыл большинства наших Российских банков не нравится - на инфантильного пользователя. А так да, все верно.
Однако, с Райффайзеном я попадал в разы меньше, чем с Русским Стандартом лет 20 назад, Связным и Тинькофф банком. Давно пора завернуть богадельню с конскими процентами по кредиткам и странными условиями, более похожими на услуги старухи-процентщицы, или ломбарда. Население наше инфантильное уже и так закредитовано по самое не балуйся, даже без этих лихих Связных и Тиньковых
Владимир Тихонов  (lordkaho)
#
Цитата
avk67 пишет:
Ваше рассуждение было бы идеально, если бы не одно но. Зачастую работники фронт-офиса банка (как и другие торгованы) имеют систему "плюсов", иногда материальную, иногда и достаточно виртуальную. Поэтому предлагая клиентам продукты они выпячивают одни стороны (выгодные), и умалчивают о других. То есть имеет место классический "развод лоха". Например мои пожилые родители никоим образом не являются инфантильными, но не очень ориентируются в сфере потребительского банкинга (зато отлично разбираются в других вопросах, требующих специальных знаний, которые и не снились даже нынешним менеджерилкам). Несколько раз мне пришлось отговаривать их от заведомо плохих продуктов, поскольку им непросто даже понять прочитанное.
Предположите всё же, что не все хорошо разбираются, и может быть число enfants будет не столь terrible.


Современный маркетинг он вообще бессмысленный и беспощадный. Статью я попытаюсь все таки сегодня закончить, так что надеюсь ваши возражения пропадут smile:)
Танзиля Аширбакиева  (Ежидзе)
#
Пример с пачкой печенья. Состав продукта пишется зачастую таким мелким шрифтом, что не разобрать даже с лупой. Знаю о чем говорю, на днях пыталась прочитать состав конфеты. Это во первых.
Во вторых, чтобы поставить галочку против страховки по кредитной карте, надо знать, что страховка идет автоматом. Правильно ставить галочку, если нужна страховка. И так почти во всем, здесь схитрили, там умолчали.
Возьмем человека в возрасте, с возрастом человек теряет зрение, у него уже плоховато с памятью, ему уже трудно разбираться со всем этим. Логично, что если хочешь иметь такого человека клиентом, надо скрупулезно объяснять ему все нюансы продукта.
А так из вашей статьи следует, что пользоваться продуктами банков могут только грамотные люди зрелого возраста, умеющие разобраться во всех этих договорах или юристы. Или завсегдатаи банки.ру, которые плавают в этих продуктах, как рыба в воде.
Камо Haiku_OS_User  (камо)
#
Правильно ставить галочку, если нужна страховка.

Угу, поразительная наивность...
Оставьте пустое место и "добрые" люди поставят галочку. Докажите потом, что Вы - "не верблюд". smile:D
Максим Паук  (Daddy Maq)
#
Люди, которым за 50, формировались в другой реальности. Когда про принцип "обмани своего клиента" слышали из программы Время в репортажах про буржуазные страны. И никаких уловок, ни мелким, ни крупным шрифтом, никто на подпись не подсовывал. А все споры решались не в суде, а в административном порядке, и решались очень эффективно. Ушлые маркетологи в тот же день лишились бы партийного билета. Менять правила по ходу игры могло только само государство (например, заморозка гос. облигаций Н. С. Хрущёвым на 20 лет), и правила действовали для всех.

Давеча ко мне обратилась пенсионерка, которую ушлая агентша из Ситибанка развела на вклад с повышенным процентом. В нагрузку оформила полис страхования жизни на ту же сумму, не сообщив подробности. Пенсионерка согласилась и всё подписала. Про страховой полис узнала, когда хотела вклад получить.

Героиня Труда, между прочим, и сейчас работает. А ты говоришь, инфантильность ......
Камо Haiku_OS_User  (камо)
#
Цитата
Максим Паук пишет:
Люди, которым за 50, формировались в другой реальности.
......

Хм, это Вы сейчас про меня? smile8)
Значит, по Вашему, я неправильно сформировался? http://www.banki.ru/blog/kamo4/ smile:D
@mike  (@mike)
#
А статья-то хорошая и правильная. И главный вывод, который следовало бы вынести: следует все документы очень и очень внимательно читать. Будь то банковский договор с условиями обслуживания, "просто" заявление, под которым вы пописываетесь, да даже хоть этикетка печенья. Нежелание прочитать внимательно приводит порой к печальным последствиям. Причем, не только для клиентов, но и для банков. Напомню про историю "Агарков vs ТКС".

@.
Владимир Тихонов  (lordkaho)
#
Цитата
Танзиля Аширбакиева пишет:
Возьмем человека в возрасте, с возрастом человек теряет зрение, у него уже плоховато с памятью, ему уже трудно разбираться со всем этим. Логично, что если хочешь иметь такого человека клиентом, надо скрупулезно объяснять ему все нюансы продукта.


Не надо брать человека в возрасте. Есть такая старая поговорка - "Старый, что малый, а малый, что глупый". Надо разъяснять ее значение? Человек в возрасте действительно может испытывать трудности указанные вами, но это никак не отменяет того, что что бы пользоваться чем-то этот человек должен понимать чем он пользуется. Либо кто-то должен ему объяснить или помочь.
DKA  (DKA)
#
С тем посылом, что не нужно подписывать то в чем не разбираешься я согласен. Однако банковские договора и правила иногда составляются настолько замысловато, что даже человек с высшим юридическим образованием не сможет найти все подводные камни. Зачастую имеют место отсылки на некие внешние общие правила, внутренние инструкции и тарифы, которые отсутствуют в предлагаемом на подписание тексте. Но некоторые такие вещи уже удалось урегулировать. Например, банки обязали печатать эффективную ставку крупным шрифтом на первой странице.
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Страницы:

Популярные сообщения

Оплата ЖКХ
С 1 декабря в Платежном кабинете Системы «Город» доступна оплата всех жилищно-коммунальных услуг без комиссии! Осуществить платеж по услуге «Оплата
1
Рынок нефти 11 декабря
Нефть сдержанно корректируется на фоне данных о росте числа нефтяных буровых установок в США. Статистика от Baker Hughes в очередной раз зафиксировала
0
Olympic athletes from Russia
Все ! Надоело ! Сегодня бросил пить и встал на лыжи . В стране мало "чистых" спортсменов . До Олимпиады время есть . Может на что и сгожусь . Ит мой спик
0
Почему Ребалансировка важна
Оставайтесь в стороне от рыночных колебаний и придерживайтесь своего долгосрочного инвестиционного план, ежегодно балансируя свой портфель. Убрав эмоции
0

Новые сообщения

  • Почему Ребалансировка важна
    Оставайтесь в стороне от рыночных колебаний и придерживайтесь своего долгосрочного инвестиционного план, ежегодно балансируя свой портфель. Убрав эмоции
  • Почему глобальная диверсификация имеет значение
    За последние несколько лет некоторые инвесторы начали подвергать сомнению достоинства глобального распределения активов. Они задаются вопросом, оправдывают
  • Болгария биткоинизируется
    Писать в настоящее время что-либо против криптовалют и биткоина, в частности, просто бессмысленно. На фоне взлетающего курса биткоина в стратосферу любые
  • Рынок нефти 11 декабря
    Нефть сдержанно корректируется на фоне данных о росте числа нефтяных буровых установок в США. Статистика от Baker Hughes в очередной раз зафиксировала
  • Оплата ЖКХ
    С 1 декабря в Платежном кабинете Системы «Город» доступна оплата всех жилищно-коммунальных услуг без комиссии! Осуществить платеж по услуге «Оплата