Вести FM: Кардеры вербуют официантов

01.02.2018 , Вести FM, раздел Банки.ру в СМИ

Банковские карты россиян — под угрозой. Сотрудники ресторанов сообщают, что в Интернете неизвестные лица вербуют их для реализации новой мошеннической схемы. Официанты, состоящие в сговоре с мошенниками, подсовывают клиентам фиктивные терминалы оплаты. С их помощью преступники выводят деньги со счетов. Как не стать жертвой такой схемы — в сюжете экономического обозревателя "Вестей ФМ" Валерия Емельянова.

Сотрудники ресторанов рассказывают, что некие анонимные лица пишут им в соцсетях, предлагая криминальную подработку - нужно ходить на работу с фальшивым терминалом (внешне он не отличается от обычного) и пытаться проводить платежи клиентов через него: человек вставит карту, введет PIN-код, а из терминала вылезет чек с ошибкой. Платить в итоге придется через рабочий, настоящий аппарат, в то время как поддельный лишь скопирует реквизиты клиента. Далее официанту надо прийти домой, выгрузить ворованные данные в специальную программу (ее мошенники тоже готовы предоставить) и ждать оплаты. Организаторы схемы берутся изготовить копию карты, обналичить с нее средства и заплатить подельнику за "работу" половину того, что найдут на счетах. Один из вербовщиков уверял, что на него уже работают 2 человека и схема хорошо отработана. Подобные манипуляции с картами были очень популярны за рубежом в 90-е годы, как раз на заре карточных платежей. В наше время в России с таким никто не сталкивался уже очень давно, замечает председатель "Финпотребсоюза" Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: У меня самого была такая ситуация. Я был в Соединенных Штатах в командировке, приехал в гостиницу, не заселился, заплатил штраф. И, судя по всему, в этой гостинице у меня как раз скопировали карточку. И потом мне банк сообщил, что я в Монтане купил машину леса. Я в Монтане никогда не был, и, сами понимаете, машина леса мне не нужна. Нам тогда вместе с банком удалось оспорить транзакцию. Но такие вещи были.

Карточки старого образца, имеющие только магнитную полосу, скопировать не очень сложно. Поэтому они и считаются менее надежными. Именно с магнитной полосы считывают данные так называемые "скиммеры" — накладки на банкоматах, ворующие данные клиентов. Но современные чипованные карты от банального копирования теоретически должны быть защищены. Во-первых, они используют сложное шифрование, и владелец терминала просто физически не может получить какую-либо информацию о вставленной в него карте. А во-вторых, чтобы подделать терминал, оснащенный чипом, нужно иметь доступ к технологиям изготовителей подобных аппаратов, которые тщательно засекречены. Как мошенникам удалось обойти столько линий защиты - неизвестно. Возможно, это те же лица, которые создают фальшивые банкоматы - это тоже очень дорогая и трудоемкая схема мошенничества, рассуждает заместитель главного редактора портала Banki.ru Семен Новопрудский.

НОВОПРУДСКИЙ: Мне сложно судить, возможно ли это сделать технически именно с чипованными картами. Но в целом — да, это один из самых распространенных способов мошенничества с картами, когда операция не проходит, а приемное устройство (чаще это банкомат) со специальной программой просто считывает данные карты. Мошенники завладевают данными и могут задублировать карту.

Мошенники уже не первый раз "заходят" со стороны ресторанов. Не так давно, в начале декабря, в СМИ прошла информация о том, что сотрудников общепита вербуют в соцсетях для сбора номеров карт. Очевидно, что это им сделать гораздо проще. Достаточно заснять карточку клиента на камеру телефона и затем передать номер и секретный код своим подельникам. Полноценную копию так не изготовить, но, имея реквизиты, можно много чего накупить в Интернете. Пока неизвестно, как часто в ресторанах воруют данные карт. В переписке с официантами вербовщики рекомендуют снимать данные клиентов как можно реже и передавать их после двух недель ожидания — чтобы жертве сложнее было вспомнить, где у него украли данные. Владельцы ресторанов в описанные схемы вообще не верят. Ни один сотрудник не будет так откровенно подставляться, это же уголовно наказуемое деяние, говорит гендиректор компании "Хурма менеджмент групп" Дмитрий Левицкий.

ЛЕВИЦКИЙ: В нормальных заведениях, конечно, такого произойти практически не может. Не могу представить, что в моем ресторане официант принес с собой какой-то аппарат. У нас телефоны-то мобильные в зале запрещены, куда уж там терминалы. Если такое и возможно, то только с попустительства руководства либо в сговоре с директором, менеджером смены. Еще раз повторю, если вы идете в более или менее приличное место, конечно, такие истории за гранью реальности. В нормальных ресторанах опасаться совершенно нечего.

Как и любые ошибочные списания, воровство денег с карт оспаривается в банке. Если успеть это сделать за сутки после кражи, то по закону банк обязан вернуть сразу всю сумму, а уж потом разбираться в деталях. На практике разбирательство занимает около месяца. Деньги вернут, если успеют заблокировать мошеннические платежи и переводы. Если же преступники сняли наличные с дубликата карточки, то шансов оспорить воровство заметно меньше. По умолчанию считается, что клиент сам несет ответственность за сохранность реквизитов карты. И если произошла утечка данных, то это — его вина. Если банк заявил, что не смог ничего сделать, то дальнейший спор можно решить только в суде.

← к списку новостей↑ в раздел «О проекте»

Материал просмотрен 2 а