Коммерсантъ FM: Ошибка привела к двойной оплате

Клиенты сразу нескольких российских банков могли столкнуться в четверг с ошибочными списаниями. Правда, объявила об этом пока только одна кредитная организация — «Открытие». С чем связан сбой? И как действовать, если банк снял деньги дважды? Подробности — у Альбины Хазеевой.

Около полудня банк «Открытие» предупредил, что в четверг держателей карт может ждать неприятный сюрприз. При оплате покупок в магазинах или снятии наличных в банкоматах со счетов клиентов могла быть списана двойная сумма. Виновником неполадок стала сторонняя кредитная организация, ее название официально не раскрывается. От сбоя пострадали и держатели карт других банков, отметил сотрудник пресс-службы «Открытия» Андрей Бочаров:

«Один из банков-участников платежной системы MasterCard допустил техническую ошибку и произвел повторное списание по картам клиентов других банков. Двойные списания прошли у держателей карт разных кредитных организаций, которые осуществляли операции покупки и снятия наличных в торговых точках и банкоматах, обслуживаемых банком, допустившим сбой. Среди таких клиентов оказались и держатели карт нашего банка, о чем мы и обязаны были их предупредить. Объем операций незначительный, и со своей стороны мы предпримем все действия для того, чтобы минимизировать неудобства наших клиентов, не дожидаясь исправления от банка, допустившего ошибку».

Объем ошибочных операций незначителен, отметили в «Открытии». Но сколько конкретно клиентов могли пострадать — неизвестно. Тем, кто столкнулся с проблемой, нужно обращаться в кредитную организацию, выпустившую карту. Заявка обычно рассматривается до одного месяца, утверждает банковский эксперт Нина Семина. По ее словам, конкретные сроки зависят от того, как именно банк будет возмещать средства.

«Первый этап — это обращение в банк-эмитент карты, с которой произошло ошибочное списание. У банков есть установленные сроки для рассмотрения претензий клиентов. Обычно они не превышают одного месяца, это соответствует правилам платежной системы. И в зависимости от ситуации, если действительно в банке имел место технический сбой, то банки производят возмещение списанных средств, не обращаясь к платежной системе. Если сбой был условно глобальным и затронул несколько банков, то здесь уже с большой долей вероятности будет обращение к платежной системе и больший срок для возмещения. Но, соответственно, если такой порядок по каким-то причинам не будет соблюден, то клиенту остается защищать свои права через суд, через Роспотребнадзор», — пояснила Семина.

Если банк не возвращает деньги, клиент может обратиться в суд и Роспотребнадзор. Российские банки нередко допускают ошибочные списания по разным причинам, отметил заместитель главного редактора портала Banki.ru Семен Новопрудский. Если кредитная организация признала сбой, то это повышает шансы на возмещение средств, заявил эксперт:

«Когда двойные списания происходят, человеку кажется, что деньги списал банк, но технически их списывает платежная система. Нет универсальных сроков возврата. Каждый раз это происходит в индивидуальном порядке, но в целом при таких сбоях — особенно, если банк сам признал — велика вероятность, что в течение, скажем, суток это вполне может быть возвращено».

Чаще всего с неоднократным списанием средств с карты за одну операцию сталкиваются путешественники за рубежом — например, при оплате отеля или брони автомобиля. В этом случае возврат денег может занять до нескольких месяцев. Выходом может стать использование для таких операций отдельной карты с ограниченной суммой на счету.

← к списку новостей↑ в раздел «О проекте»

Материал просмотрен 18 раз