Популярные среди граждан льготные автокредиты оказались невыгодны для банкиров. Они жалуются, что часть кредитов гасятся почти сразу — фактически, клиенты берут их просто чтобы воспользоваться предусмотренными в рамках программ скидками к цене машины. Банки просят курирующий эти программы Минпромторг изменить их условия. Чиновники идут на диалог, но эксперты отмечают, что программы призваны поддерживать население и автоконцерны, а не банки.

О том, что почти 10% кредитов, оформляемых в 2017 году по льготным программам кредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», погашаются заемщиками в течение первых трех-четырех недель, рассказали "Ъ" банкиры в неофициальных беседах. Этот вопрос, по словам представителя российского банка, входящего в двадцатку крупнейших, активно обсуждался на прошедшем на днях совещании у заместителя главы Минпромторга Александра Морозова с участием банков. «Данные программы были разработаны как адресная поддержка людей, которые не могут купить машину без подобных льгот,— поясняет собеседник "Ъ" из другого крупного банка.— Сейчас же каждый десятый кредит берется людьми, желающими просто получить скидку по данным программам». По его словам, для банков это достаточно критичный вопрос, поскольку по таким кредитам они недополучают прибыль, и Минпромторг готов обсудить и поддержать любые предложения от участников рынка по корректировке программ для минимизации досрочно закрытых договоров кредитования. В Минпромторге на запрос "Ъ" сообщили, что адресные социальные меры поддержки отрасли рассчитаны прежде всего на привлечение новых покупателей, не имеющих возможности приобрести новый автомобиль без поддержки со стороны государства.

Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» были запущены в июле 2016 года. Cемьи с двумя и более детьми, а также граждане, впервые покупающие машину, могут рассчитывать на скидку 10% от стоимости автомобиля в дополнение к льготной ставке по кредиту (государство субсидирует до 6,7 процентного пункта). Максимальная цена машины — 1,45 млн руб. Срок кредитования в 2017 году не должен был превышать 36 месяцев, в 2018 году будет увеличен до 60 месяцев. По данным аналитического агентства «Автостат» на 19 ноября, в рамках программ было продано более 63 тыс. автомобилей.

Впрочем, условия госпрограмм не ограничивают заемщиков в сроках кредитования, и, закрывая кредит досрочно, заемщик ничего не нарушает. В официальных комментариях банки проблему не признают. В ВТБ сообщили, что по итогам 2017 года каждый четвертый автокредит банка выдавался по данным программам. «Уровень погашения действительно несколько выше по сравнению со стандартными программами,— отмечает руководитель департамента автобизнеса ВТБ Алексей Токарев.— Но вполне нормальный, если сравнивать с программами, реализуемыми совместно с автопроизводителями и предполагающими скидку на автомобиль по кредитной программе». Вместе с тем, как отмечает ведущий аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин, «изначально предполагалось, что бенефициаром данной программы будет бюджет, а не банковская система, так как субсидия на среднесрочном периоде должна окупиться за счет акцизов, налога на авто и т. п.».

В Минпромторге пояснили, что специально не ограничивали сроки погашения кредитов, позволяя клиентам самостоятельно планировать свои расходы на покупку автомобилей. «Применяемые банками современные технологии управления рисками позволяют идентифицировать добросовестных покупателей и избегать мошеннических схем при продаже новых автомобилей»,— отметили в пресс-службе министерства.

Впрочем, даже при наличии от банков конструктивных предложений Минпромторг вряд ли успеет изменить какие-то условия программ, отмечают эксперты. «С учетом выделенного на господдержку этих программ объема средств (12 млрд руб., часть из которых пойдет на погашение задолженности 2017 года.— "Ъ") денег вряд ли хватит больше чем на три-четыре месяца»,— оценивает глава «Автостата» Сергей Целиков.

Светлана САМУСЕВА, Мария САРЫЧЕВА