«Ростелеком» может купить оператора связи «Авантел», что укрепит его позиции на рынке услуг для корпоративных клиентов.

«Ростелеком» готовится купить оператора связи «Авантел», обслуживающего корпоративных клиентов. Это следует из материалов Федеральной антимонопольной службы, которая в конце декабря прошлого года разрешила «Башинформсвязи» («дочка» «Ростелекома») купить 100% оператора.

По собственным данным, «Авантел» работает в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге и еще восьми российских городах. Среди 11 000 клиентов, о которых говорится на сайте компании, – Бинбанк, банк «Открытие», сеть аптек «36,6», Mail.ru Group и др. По данным базы СПАРК, в 2016 г. выручка «Авантела» составила 1,22 млрд руб. – рост к 2015 г. составил 6,8%. По данным ЕГРЮЛ, компанией владеют Данил Слободской, Олег Маслов и Валентин Мерзликин.

Стоимость группы «Авантел» колеблется от 2,5 млрд до 3 млрд руб., оценивает вице-президент инвестиционной компании «Совлинк» Иван Пешков. По его расчетам, консолидированная выручка «Авантела» и его дочернего оператора «Тайм лайн» в 2017 г. может достичь 1,5 млрд руб., если оператор сохранит темп роста выручки (в 2016 г. она выросла год к году на 7%). Приблизительная рентабельность по EBITDA оператора может составлять 30%, что близко к 420 млн руб., подсчитывает Пешков. Операторы со схожим бизнесом сейчас оцениваются в 1,6–2 годовых выручки, или 5–6,5 EBITDA, знает Пешков, но придерживаться стоит верхней границы. Причины – синергия с бизнесом «Ростелекома» и то обстоятельство, что «Авантел» является вторым после «Ростелекома» игроком корпоративного рынка Новосибирска – третьего по численности населения города страны, уверен Пешков.

Без учета долга компания может оцениваться в две годовые выручки, соглашаются бывший топ-менеджер оператора-конкурента и гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. По мнению последнего, без учета долга «Авантел» может стоить около 2,5 млрд руб. Основной актив компании – лицензии на работу в регионах России, сети связи и подключенные к ним корпоративные клиенты, отмечает Мирзабеков. Это большое преимущество при обслуживании организаций, офисы которых находятся в нескольких регионах, отмечает он.

По предварительным данным «ТМТ консалтинга», российский рынок проводной связи для бизнеса (телефония, доступ в интернет, виртуальные частные сети и аренда каналов связи) в 2017 г. достиг 158 млрд руб. Это на 2,3% меньше, чем в 2016 г. Львиную долю рынка (около 42%) занимал «Ростелеком», еще по 10% приходилось на «Вымпелком» и МТС. Покупка «Авантела» увеличит долю «Ростелекома» на 0,5–0,8%, однако на падающем рынке это существенно, рассуждает аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь. Тем более что «Авантел» работает в городах, где возможности роста исчерпаны и нельзя рассчитывать на большой приток новых клиентов. Основным рынком «Авантела» Татусь назвал Москву и Новосибирск.

Объем московского рынка он оценить затруднился. По предварительным данным Telecom Daily, в 2017 г. столичный рынок фиксированной бизнес-связи составил около 46 млрд руб. – на Москву пришлась почти треть выручки от обслуживания российских корпоративных клиентов. В эту сумму входят и контракты федерального масштаба, которые предполагают обслуживание филиалов крупных компаний в регионах России, объясняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Региональные сети «Авантела» способны повысить привлекательность «Ростелекома» для таких заказчиков.

Кусков отмечает, что «Ростелеком» усиливает присутствие как в корпоративном сегменте, так и в сегменте услуг для госорганов. За январь – сентябрь 2017 г. он заработал на услугах фиксированной связи 76,2 млрд руб., что на 3,6% больше прошлогоднего итога, говорится в отчетности «Ростелекома». Но пропорций он не раскрывает.

Представитель «Ростелекома» отказался комментировать незавершенную сделку. Представители «Авантела» не ответили на запрос «Ведомостей».

Валерий КОДАЧИГОВ, Павел КАНТЫШЕВ