«Горячая линия» Роскомнадзора по вопросам блокировки Telegram пользуется успехом. На нее поступило более 20 тыс. обращений, рассказали «Известиям» в службе. Большую часть из них чиновники называют спамом. Так мстят недовольные блокировкой мессенджера, предполагают эксперты. «Горячую линию» создали во вторник в связи с сообщениями о сбоях в работе некоторых сторонних интернет-ресурсов из-за ситуации с Telegram. В большинстве опрошенных «Известиями» компаний, у которых возникли проблемы из-за недоступности IP-адресов на этой неделе, говорят об отсутствии претензий.

Более 20 тыс. обращений поступило на «горячую линию» по блокировке Telegram с момента ее создания во вторник, 17 апреля, и до утра четверга, сообщили «Известиям» в пресс-службе Роскомнадзора. Подавляющее большинство можно отнести к категории «спам», отметили в ведомстве.

— Лишь в 3–5% сообщений ставились конкретные вопросы о возможной блокировке сторонних ресурсов в ходе мероприятий по ограничению доступа к мессенджеру Telegram, — пояснили в Роскомнадзоре.

Поступившую информацию проверяют специалисты, итоги будут опубликованы на сайте службы.

Роскомнадзор приступил к блокировке Telegram в понедельник, 16 апреля. В связи с этим мессенджер начал переходить на сторонние IP-адреса, в том числе подсетей Amazon и Google. РКН, в свою очередь, стал их блокировать. После этого начались жалобы на сбои в работе различных ресурсов. Во вторник служба создала горячую линию, чтобы отделить ложные сообщения от реальных. «Если будут страдать добропорядочные ресурсы, будем разбираться», — заявил в интервью «Известиям» глава Роскомнадзора Александр Жаров. По его словам, «в 99,9% случаев ничего, выражаясь техническим языком, не легло».

В четверг представители Google заявили, что лишили разработчиков приложений возможности использовать свой домен для обхода блокировок. Для этого компания модернизировала программное обеспечение. Изменения были плановыми, поскольку Google никогда не поддерживала использование подставных доменов, отметил представитель компании.

В понедельник были жалобы на проблемы с доступом к сервису Gett Taxi от нескольких компаний-партнеров. Сервис работал и работает в штатном режиме, опровергла эту информацию в беседе с «Известиями» пресс-секретарь компании Алена Балакирева.

Также распространялась информация о том, что был заблокирован IP-адрес, через который работает программное обеспечение Volvo — Volvo Information & Diagnostic for Aftersales (VIDA). Директор по корпоративным коммуникациям и мероприятиям «Вольво Карс» Антон Свекольников в беседе с «Известиями» уточнил, что сервис используется дилерами для диагностики автомобилей и во вторник вечером действительно возникала проблема с доступом системы к IP, она была оперативно решена. Однако в компании не связывают произошедшее с блокировкой Telegram, пояснил Антон Свекольников.

Представители Viber сообщали о сбоях звонков пользователей из-за ситуации с серверами Amazon, проблема была оперативно решена.

На сбои в работе сайта в понедельник жаловались представители онлайн-школы по изучению английского языка SkyEng, во вторник проблема была решена. В компании не видят «смысла в судебном разбирательстве и готовы довольствоваться извинениями», сообщил «Известиям» управляющий партнер SkyEng Александр Ларьяновский.

Из-за блокировки IP-адресов Amazon некоторое время был недоступен и сайт курьерской службы «Птичка», пользовавшейся серверами компании. В «Птичке» «Известиям» сообщили, что планируют подать в суд, но пока не знают, кому предъявить иск, и собирают информацию.

Ранее представители группы «Агора» (защищают Telegram в суде) заявляли, что за правовой помощью к ним обратились около 50–60 компаний, «многие» из которых «всерьез обдумывают обращение в суд». Названия компаний не уточнялись.

Советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко заявил «Известиям», что недовольные блокировкой Telegram могут мстить, массово направляя спам-обращения в Роскомнадзор.

— Зачем это делать — вопрос уже к ним, — отметил Герман Клименко.

Заблокировать Telegram в прошлую пятницу, 13 апреля, постановил Таганский районный суд Москвы. Администрация мессенджера отказалась предоставить спецслужбам ключи для дешифровки переписки пользователей, как того требует российское законодательство. Информация, распространяемая с помощью сервиса, «может быть в том числе использована для совершения противоправной деятельности, угрожать безопасности государства и граждан», объяснила представитель Таганского райсуда.

Роскомнадзор также направил в AppStore и Google Play требование удалить из магазинов приложение Telegram «в максимально короткие сроки». Пока сервисы этого не сделали. О дальнейших действиях службы СМИ будут своевременно проинформированы, отметили в Роскомнадзоре.

В интервью «Известиям» глава службы Александр Жаров заявил, что в конце года может быть поднят вопрос о блокировке Facebook в России. Это произойдет, в случае если компания не выполнит требования российского законодательства о размещении баз данных пользователей на территории нашей страны.

Анна ИВУШКИНА