Микрозаймы считают нужными почти 50% населения, при этом лишь 15% знают, куда следует обращаться за этой услугой, свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Большинство граждан уверены, что микрозаймы выдают частные лица, а отнюдь не микрофинансовые организации (МФО). По мнению экспертов, значительная часть населения имеет недостаточный доступ к заемным ресурсам, поэтому готова занимать у любого, кто предложит такую возможность, не задумываясь о последствиях.

Чтобы изучить отношение граждан к микрозаймам, ВЦИОМ провел опрос 3 тыс. человек в возрасте 18–60+ в различных регионах. В результате выяснилось, что 46% респондентов считают, что займы до зарплаты — нужная населению услуга, почти столько же придерживаются противоположной точки зрения. Из тех, кто когда-либо пользовался услугой, 47% короткий заем «точно помог» в решении проблемы, из-за которой они были вынуждены обращаться за деньгами. При этом более половины заемщиков (55%) не имели иной возможности получить деньги, 16% имели альтернативу в виде кредитной карты либо получения кредита в банке, 15% могли занять деньги у знакомых.

В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на довольно высокую популярность микрозаймов, лишь немногие граждане знают, куда следует общаться за их получением.

Так, лишь 15% респондентов указали, что займы до зарплаты выдают микрофинансовые организации (МФО). Большинство опрошенных (41%) уверены, что выдачей таких займов занимаются частные лица, а 27% вовсе затруднились ответить на этот вопрос.

Как отмечают эксперты, причина такой неосведомленности граждан — низкая доступность средств для значительной части населения. По мнению ведущего эксперта-консультанта ВЦИОМа Олега Чернозуба, микрозаймы выбирают преимущественно те, кому просто не к кому больше обратиться, чтобы «перехватить» небольшую сумму на короткий срок. Согласно исследованию, чаще других о востребованности микрозаймов говорят граждане в возрасте 18–34 лет (54%), жители сел (53%) и городов с населением до 100 тыс. человек (47%). То есть кто имеет весьма ограниченный доступ к заемным ресурсам.

По словам главного исполнительного директора МФК «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, существенная часть заемщиков в силу низкой доступности заемных средств, особенно в регионах, не задумывается о том, к кому идти за деньгами. «Это в очередной раз доказывает непонимание населением всех рисков и проблем, которые могут за этим последовать. Во главе принятия решения ставится лишь факт, кто даст денег быстрее»,— отмечает он. При этом занять в МФО становится все сложнее. Как отмечает аналитик ИК «Алор брокер» Алексей Антонов, МФО стали все чаще отказывать потенциальным заемщикам, отсеивая их по тем же критериям оценки кредитоспособности, в том числе кредитной истории, что и банки.

По оценкам главного экономиста «ПФ-Капитала» Евгения Надоршина, около 20% граждан России в настоящее время не имеют доступа к развитой финансовой инфраструктуре. В ЦБ указывают на ряд проблем финансовой доступности в России, связанных с уникальными особенностями страны. «Одной из них является сложность преодоления "последней мили",— сообщили там.— Согласно исследованиям, проведенным по заказу Банка России, уровень проникновения финансовых услуг снижается в отдаленных и сельских районах, которые находятся за пределами городских центров, и прежде всего в них функционирует меньшее количество банковских подразделений».

Участники рынка опасаются, что ситуация может еще более усугубиться. «При чрезмерном регулировании, таком как единовременное установление предельного размера обязательств заемщика перед МФО на уровне 1,5-кратного размера тела долга в совокупности с введением единых условий для pdl-займов и ряда других обнародованных регулятором в этом году мер, сокращение одобрения заявок продолжится,— говорит директор СРО МиР Елена Стратьева.— Многие офлайн-игроки, проведя стресс-тестирование, заявляют о подготовке к сокращению своих сетей». По оценкам гендиректора МФК «Мани Фанни» Александра Шустова, при введении более жестких мер по регулированию рынка МФО ужесточат требования к потенциальным клиентам и, как следствие, уровень одобрения может снизиться в два-три раза.

Светлана САМУСЕВА