Интернет-омбудсмену Дмитрию Мариничеву предложили разработать меры поддержки компаний, пострадавших от блокировок IP-адресов в ходе ограничения Telegram. По оценке разработчика софта Flexbby, продолжение текущих методов борьбы с мессенджером в ближайшие месяцы может стоить российским компаниям $1 млрд, почти такую же сумму по итогам года могут недополучить американские Amazon и Google. Роскомнадзор, с начала блокировки Telegram получивший уже более 46 тыс. жалоб, начал консультации с представителями отрасли.

Гендиректор разработчика софта Flexbby (резидент «Сколково») Андрей Прокофьев предложил интернет-омбудсмену Дмитрию Мариничеву сформировать оперативный штаб из представителей власти и бизнеса для решения проблем компаний, пострадавших от блокировок, следует из письма от 24 апреля (есть у "Ъ"). По мнению господина Прокофьева, нужны законодательные поправки, которые исключат ситуации, при которой «жизненно важные сервисы российского бизнеса будут блокироваться в одностороннем порядке».

Ограничение доступа к Telegram, согласно решению суда, началось в России 16 апреля. Telegram уклонился от блокировки, используя сервисы Amazon, Google и др. По состоянию на вечер среды Роскомнадзор внес в черный список около 18 млн IP-адресов. Это приводит к затруднениям в работе интернет-сервисов самой Google, а также сторонних компаний. Пострадало около 400 российских организаций, использующих Google и Amazon, оценивает Flexbby: у них наблюдаются сбои в работе хранилищ данных, бизнес-приложений, систем искусственного интеллекта, геолокаций, платежей, взаимодействия с банками, обслуживания клиентов и т. д. Потенциальные финансовые потери российского бизнеса в случае продолжения блокировок в ближайшие месяцы компания оценивает в $1 млрд.

Приостановка работоспособности облачных сервисов Amazon и Google, а также рекламной площадки Google может привести к потере двумя корпорациями $940 млн по итогам 2018 года, прогнозирует Flexbby.

«Это самый пессимистичный сценарий»,— подчеркивает Андрей Прокофьев. Бенефициарами передела рынка, по его мнению, могут стать «Ростелеком», Mail.ru Group, «Яндекс» и Microsoft, чьи облачные сервисы будут пользоваться повышенным спросом.

Оценка ущерба компаний из-за блокировок IP-адресов находится вне компетенций Роскомнадзора, сообщили "Ъ" в ведомстве, выразив готовность рассмотреть официальное предложение о создании оперативного штаба по проблеме блокировок. Там подчеркнули, что с бизнесом уже ведутся консультации, в частности, в Роскомнадзоре прошло совещание с представителями индустрии, чтобы «выработать совместные решения по обеспечению бесперебойной работы инфраструктуры». «Принимаются меры с целью избежать блокирования добропорядочных ресурсов. Рассматриваются все обращения и жалобы, поступающие на горячие линии Роскомнадзора и РОЦИТ. С теми, кто попал под блокировку, ведется работа по разъяснению ситуации, поиск взаимоприемлемых решений»,— говорят в Роскомнадзоре. По данным ведомства, на его горячую линию уже поступило 46 тыс. обращений, на линию РОЦИТ — 2,9 тыс.

Владислав НОВЫЙ, Кристина ЖУКОВА