Федеральный бюджет должен докапитализировать крымские институты финансирования малого бизнеса на 1,4 млрд руб., предложил комитет по финансовому рынку Госдумы. Собственных средств этих институтов «катастрофически» не хватает.

В Республике Крым наблюдается «существенный дефицит кредитных ресурсов», а с малым и средним бизнесом работает только один банк (РНКБ) совместно с республиканским гарантийным фондом, пишет 4 июня комитет Госдумы по финансовым рынкам в заключении на проект поправок в федеральный бюджет 2018 года. У Крымского гарантийного фонда, который должен помогать заемщикам получить банковский кредит под поручительство фонда, размер капитала составляет лишь 256 млн руб., тогда как в других регионах аналогичные структуры имеют капитализацию в 1–15 млрд руб., указывают депутаты.

Кредитованием малого бизнеса в Крыму также занимается Фонд микрофинансирования предпринимательства, и у него уставный капитал — 307 млн руб. «Это катастрофически малая сумма, спрос превышает ее в несколько раз», — говорится в заключении комитета.

Комитет по финрынку предлагает докапитализировать эти институты до 1 млрд руб., то есть внести в их капитал дополнительно 1,4 млрд руб. на двоих — «с целью развития предпринимательства и стимулирования деятельности» субъектов малого и среднего бизнеса.

Крымский гарантийный фонд с 2014 года по начало 2018-го выдал поручительств на 1,4 млрд руб., следует из его отчетности. А Фонд микрофинансирования, который выдает микрозаймы до 3 млн руб., предоставил за этот же период займы на 504 млн руб.

В Крыму хронически не хватает кредитных ресурсов — лишь 1,1% всех инвестиций в основной капитал осуществляется за счет кредитов банков и других организаций, следует из данных Крымстата за 2017 год. Источник 82,5% инвестиций — бюджетные средства. «Недоступность финансовых ресурсов для пополнения оборотных активов крымских предпринимателей обусловлена высокими процентными ставками, отсутствием залогового имущества у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отсутствием достаточного количества банковских учреждений», — сказано в докладе крымского бизнес-омбудсмена за 2017 год.

По данным Банка России, в Крыму работает три банка — ЧБРР, РНКБ и Генбанк, а также подразделения еще шести банков. Все они находятся под финансовыми санкциями США.

Кредиты малому бизнесу в РНКБ, крупнейшем банке Крыма, предлагаются по ставкам от 13%, согласно его сайту; в банке также действует федеральная программа льготного кредитования с господдержкой по ставке 6,5%. В реальности получить банковский кредит очень сложно, говорит РБК крымский предприниматель, занятый в строительном бизнесе, средние ставки составляют 15–17%, да и то если менеджеры банка «хорошо тебя знают» (в плане кредитной истории, бизнес-операций, платежеспособности и т.д.).

Еще одна проблема — крымские предприниматели были вынуждены «разово закрыть» кредиты перед украинскими банками (в том числе перед украинской дочкой Сбербанка), утверждает сопредседатель крымского отделения «Деловой России», президент симферопольской фирмы ТЭС Сергей Бейм. «Нам пришлось гасить кредиты в украинских банках, и в том числе в Сбербанке Российской Федерации, но который выдавался на территории Украины», — рассказывает он РБК. По его словам, многие проекты (например, развитие портовой инфраструктуры Крыма) были сделаны за кредитные ресурсы, но из-за санкций порты не работают. «Из-за американских санкций нас лишили части бизнеса, но Сбербанк не посчитал, что это форс-мажор и востребовал возврат денег. И таким образом получилось, что мы, взяв кредиты в РНКБ, погасили (кредиты) украинским банкам, Сбербанку, а бизнес на сегодняшний момент работает только на 40–50%», — говорит бизнесмен.

Иван ТКАЧЕВ, Юлия СТАРОСТИНА