Для исполнения майского указа Владимира Путина Белый дом существенно перестраивает механизм проектного управления. Так, проектные офисы министерств станут отдельными единицами, встроенными в вертикальную структуру, ранее идеология предполагала сбор менее формальных проектных команд из действующих чиновников. Изменилась и тональность диалога с регионами: вместо рекомендаций федеральный центр теперь предъявляет к их проектной работе требования и возлагает на губернаторов ответственность за показатели нацпроектов, что может потребовать усиления работы с властями субъектов РФ. Вопросы финансирования проектов остаются неясны: требование увязки мероприятий нацпроектов и действующих госпрограмм, не допускавшее их дублирования, в методике не упоминается, участие же ВЭБа в нацпроектах пока обсуждается.

Правительство кардинально меняет подход к проектной деятельности: как следует из утвержденных на днях премьер-министром Дмитрием Медведевым методических указаний по разработке национальных проектов, Белый дом теперь будет жестко формировать проектную вертикаль для работы над исполнением указа Владимира Путина — в частности, нацпроектов по демографии, здравоохранению, образованию, строительству жилья и цифровой экономике.

Утвержденная Дмитрием Медведевым методика в первую очередь фиксирует ужесточение проектной вертикали в структуре правительства и региональных органов власти. Если изначально приоритетные проекты предполагали формирование команд из действующих чиновников (что позволяло обеспечивать межведомственное взаимодействие вне формальных каналов для ускорения работы), то теперь методика требует создания в министерствах и ведомствах проектных офисов с постоянными сотрудниками (на условиях полной занятости).

Подчиняться они будут заместителю министра, при этом по логике документа в его полномочия будет входить вовлечение в проектную работу других заместителей. Отметим, что эта норма вызывает вопросы: изначально проектный подход предполагал обход административной вертикали и сосредоточение приоритетных проектов в ведении профильных заместителей, нынешняя же конфигурация делает логичным назначение главами проектных офисов первых заместителей министров, и без того загруженных текущей работой. Руководителями нацпроектов будут министры — на них возложена персональная ответственность за достижение их целей. При этом не совсем ясной представляется роль вице-премьеров, которые курируют действующие приоритетные проекты.

Сами требования к подходам при разработке нацпроектов остались типовыми — планирование целевых показателей по годам, включение дополнительных показателей, определение контрольных точек, а также финансовое обеспечение реализации нацпроектов за счет бюджетных средств (различных уровней) и внебюджетных источников. При этом в документе никак не раскрывается, как новые нацпроекты будут скоординированы с действующими госпрограммами (за счет которых в том числе и финансируются мероприятия проектов), в том числе и пилотными программами, переформатированными специально под проектный подход. Отметим, требование финансирования мероприятий нацпроектов из средств действующих госпрограмм ранее использовалось для недопущения дублирующих трат по линии проектов и госпрограмм.

Главным органом управления останется президиум совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам (по данным "Ъ", новый состав его еще не сформирован, он должен собраться до конца июня). Методическим и техническим обеспечением реализации проектов заведует федеральный проектный офис (источники "Ъ" в Белом доме утверждают, что для усиления позиций его руководителя он может получить пост заместителя главы аппарата правительства).

Меняется подход и к внедрению проектного подхода в регионы. Если раньше организация проектной деятельности по аналогии с федеральной субъектам РФ рекомендовалась, то теперь правительство предъявляет прямые требования к их властям. Так, на губернаторов и их заместителей, а при необходимости и глав муниципалитетов возлагается ответственность за достижение целевых показателей (в части, касающейся региона). Кроме того, от регионов требуют формирования своих проектных офисов. Напомним, субъекты РФ относятся к президентской ветви власти, а нацпроекты включают в себя значительные инфраструктурные расходы — ужесточение проектной вертикали, вероятно, потребует создания в АП подразделения, которое будет обеспечивать проведение проектных инициатив на региональный уровень.

По президентскому указу финансирование реализации нацпроектов имеет приоритет при формировании федерального бюджета — средства на них необходимо изыскать уже к 6 июля. При этом институты развития в новой методике не упоминаются, хотя ранее новый глава Внешэкономбанка Игорь Шувалов заявлял, что ВЭБ станет ключевым финансовым инструментом исполнения майского указа (см. "Ъ" от 30 мая). Механизм привлечения ВЭБа к исполнению указа находится в процессе обсуждения — в понедельник у первого вице-премьера Антона Силуанова прошло совещание на эту тему, сообщил «Интерфакс». ВЭБ готов взять на себя участие в финансировании инфраструктуры, дорожного строительства, развития агломераций и поддержки экспорта и МСП. В контексте работы по этим направлениям будет прорабатываться и вопрос о докапитализации банка. По данным агентства, ВЭБ также рассматривается как платформа для координации институтов развития — РЭЦ, «ДОМ.РФ», Корпорации МСП, Фонда развития промышленности и Фонда развития моногородов.

Евгения КРЮЧКОВА, Олег САПОЖКОВ