В 2017 году совокупный объем российского лизингового бизнеса вырос на 48% и составил 1,1 трлн руб., а величина лизингового портфеля достигла 3,4 трлн руб. Основными драйверами рынка благодаря государственным программам поддержки стали транспортные сегменты. Но в 2018 году эксперты прогнозируют снижение темпов роста из-за высокой базы предыдущего года и ожидаемой реформы лизинговой отрасли. Как при этом развивается лизинг в Сибири? О его региональных особенностях, драйверах и перспективах рассказали крупнейшие участники рынка.

Лес и уголь

По данным исследования, проведенного рейтинговым агентством RAEX «Эксперт РА», прошедший год стал рекордным для лизингового рынка России. Объем нового бизнеса вырос на 353 млрд руб. по сравнению с 2016 годом и впервые в истории превысил 1 трлн руб. Высокие показатели наблюдались и в Сибирском регионе.

По словам руководителя сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг» Михаила Цыкунова, объем нового бизнеса в Сибири за 2017 год составил 1259 млн руб. в сравнении с 593 млн руб. в 2016 году, показав прирост 112%. По данным на начало 2018 года, текущий портфель сибирского дивизиона компании составляет 1,4 млрд руб. «Объем лизингового бизнеса в последнее время идет в рост, на это повлияло государственное субсидирование по различным программам, реализация отложенного спроса, а также продолжающееся с 2016 года снижение ключевой ставки,— пояснил господин Цыкунов.— Активность предприятий по закупкам основных средств напрямую связана с инвестиционным климатом, для которого важны предсказуемость и отсутствие волатильности».

О существенном приросте говорит и заместитель генерального директора по Западной Сибири «Сименс финанс» Елена Дергач: весь сибирский бизнес компании вырос на 30% благодаря хорошим рыночным позициям добывающих отраслей. «Рост инвестиций был обеспечен регионами, ориентирующимися на добычу ресурсов: Кузбасс, Красноярский край и Иркутская область,— прокомментировала она.— К сожалению, мы фиксируем определенную стагнацию в Омской, Новосибирской, Томской областях и в Алтайском крае». Спикер констатирует, что в целом Западной Сибири не хватает крупных инфраструктурных проектов, которые могли бы помочь местному бизнесу нарастить объемы. «В этом наше основное отличие от центральной части России, где бизнес может рассчитывать даже не в самые благоприятные времена на потребительский спрос, которого объективно в разы больше, чем в СФО»,— пояснила Елена Дергач.

Директор Сибирского регионального филиала АО «Сбербанк лизинг» Андрей Клушин рассказал, что для него 2017 год в первую очередь был ознаменован ростом числа сделок в 2,5 раза. Так, в 2016 году Сибирский региональный филиал заключил 420 сделок, а в 2017 году — уже 1050. «Положительная динамика 2017 года связана в основном с доработкой продуктов нашей компании под потребности клиентов. Лизинг сегодня популярен за счет простоты и минимальных сроков принятия решения»,— пояснил спикер. По словам Клушина, сибирский рынок лизинга отличается меньшей долей сделок в госсекторе и преобладанием лизинга авто- и спецтехники, в том числе тяжелой карьерной техники. «Начиная со второй половины прошлого года, мы наблюдаем рост запросов клиентов на лизинг оборудования. Заметно увеличивается доля малого и среднего бизнеса»,— добавил он.

Как отмечает руководитель представительства ООО «Элемент лизинг» в Новосибирске Роман Мамчиц, 2017 год показал хороший рост всех параметров. Так, например, объем нового бизнеса компании в Сибири вырос на 18% по сравнению с 2016 годом, количество сделок увеличилось на 15%, а портфель — на 44%. «В 2017 году в Сибирском регионе наша компания оформила 1638 сделок, при этом размер нового бизнеса составил 2,8 млрд рублей»,— добавил он.

Прирост бизнеса компании «Ураллизинг» в Сибири за прошедший год составил 15%, отметил директор филиала «Ураллизинга» в Красноярске Михаил Маклаков. По его словам, объем нового бизнеса в целом по стране превысил 8,2 млрд руб., что на 58% больше итоговых показателей 2016 года. Портфель компании увеличился на 52%, рост в сегменте грузовых автомобилей составил почти 60%, а объем продаж автотранспорта вырос на 74%, что позволило «Ураллизингу» попасть в десятку крупнейших компаний России в сегменте легкового транспорта. «Доля Сибирского региона в структуре лизингового портфеля компании составляет почти 16%, а на рынке лизинга Сибирь занимает четвертое место с долей бизнеса по РФ 9%»,— пояснил господин Маклаков.

Объем нового бизнеса компании «Балтийский лизинг» в СФО в 2017 году достиг 7,079 млрд руб., по этому показателю компания занимает пятое место в регионе.

Анализируя положительную динамику, руководитель дивизиона компании «Балтийский лизинг» Лилия Чусовская назвала три основные причины роста. «Во-первых, влияние оказала общая благоприятная экономическая ситуация, способствующая восстановлению спроса до уровня, превышающего докризисный. Бизнес начал возвращаться к инициативам, которые откладывались до лучших времен. Ранее запустить их в реализацию не позволяли определенные риски, а сейчас предприниматели получили больше простора для действий и гораздо больше инструментов для развития бизнеса, которые активно генерируют банки и лизинговые компании»,— прокомментировала она. Две другие причины, по мнению госпожи Чусовской, — это меры господдержки, в частности программы Минпромторга России и лизинговые проекты Фонда развития промышленности, а также возрастающий уровень экономической грамотности и избирательности бизнесменов, которые ищут альтернативу привычным финансовым инструментам.

Влияние господдержки

Сегодня продолжают действовать госпрограммы, ориентированные на поддержку российского автопрома и сельхозпроизводителей, позволяющие получить скидку до 12,5% от стоимости транспортного средства. При этом действие программ распространяется и на спецтехнику, и на легковые автомобили. Фонд развития предпринимательства предлагает программу поддержки при приобретении в лизинг дорогостоящего промышленного оборудования, помогая оплатить аванс по договору лизинга.

По словам Романа Мамчица, госпрограммы сыграли значительную роль в развитии рынка лизинга автотранспорта в прошедшем году: так, 67% сделок компании в Сибирском регионе было оформлено с применением скидки на аванс. «Программа подталкивает предпринимателей к более быстрому принятию решения о приобретении автотранспорта в лизинг»,— добавил он.

В компании «Ураллизинг» порядка 15–20% сделок по Сибири прошли именно за счет субсидирования покупки автотранспорта в лизинг. «Программы поддержки промышленности также пользуются спросом, но сделки по оборудованию на порядок сложнее, их согласование и проведение занимают длительное время. Программы гос­поддержки в этой сфере будут более эффективны, если экспертные процедуры и требования к лизингополучателю будут упрощены»,— считает Михаил Маклаков.

Как заметила Лилия Чусовская, в рамках программ господдержки клиенты компании смогли сэкономить более 800 млн руб. «В 2017 году наша компания по программе льготного лизинга автотранспорта приобрела для клиентов более 3,6 тыс. автомобилей общей стоимостью 7,7 млрд рублей, а по программе субсидирования строительно-дорожной и коммунальной техники — более 150 единиц имущества на сумму более 632 млн рублей»,— прокомментировала она. В 2018 году клиенты «Балтийского лизинга» продолжают пользоваться инструментами господдержки: например, по итогам первого квартала по программе субсидирования спецтехники компания получила очень много заявок, их количество превысило 57% от прошлогоднего результата за весь период работы программы. «Мы активно включены в государственные и региональные программы,— комментирует Елена Дергач.— Но это, скорее, точечная поддержка наших клиентов, нежели поддержка рынка лизинга или отраслей экономики».

Драйверы рынка

Как отмечают эксперты, сегодня лизинг в Сибири развивается наиболее активно в таких сегментах, как автотранспорт, добыча полезных ископаемых и лесная отрасль. По словам Михаила Цыкунова, драйверы роста для Сибирского дивизиона компании — угольная и лесная промышленность. «Уголь подорожал за счет увеличения стоимости доллара, то же самое и с лесной промышленностью: лес идет на импорт и продается дороже»,— констатирует он. При этом наибольший спрос на технику для добычи угля закономерно наблюдается в Кемеровской области, а в Красноярске больше развита лесная промышленность.

По словам Романа Мамчица, наиболее активно лизинг развивается в сегменте автотранспорта, также наблюдается активность потребителей в сегменте дорожно-строительной техники. «Около 25% всех сделок со спецтехникой в нашей компании оформляется именно в Сибирском регионе»,— замечает он.

Сходные данные приводит и Лилия Чусовская: «В Сибири на пике спроса — автотранспорт, оборудование для нефтяной и деревоперерабатывающей промышленности и строительная спецтехника».

Однако Михаил Маклаков указывает, что в сферах строительства, грузоперевозок и в дорожно-строительной отрасли в целом в СФО с начала 2018 года наблюдается заметное снижение темпов роста, которое отмечается даже в некотором снижении платежной дисциплины.

Как заметила Елена Дергач, помимо роста спроса на спецтехнику для добычи ископаемых, также пользуется популярностью оборудование по производству стройматериалов, производству пищевых продуктов и упаковки для них. «Практически не осталось лизинга в сегменте ритейла, производства пластиковых окон и полиграфии»,— прокомментировала она.

Перспективы 2018 года

Спикеры отмечают, что в текущем году темпы роста нового бизнеса несколько снизятся из-за насыщения рынка, называя цифры прироста на уровне 20%. Также никто не прогнозирует существенных изменений в рядах основных игроков на рынке лизинга в Сибири.

По мнению Лилии Чусовской, дальнейшая расстановка сил на рынке будет во многом зависеть от грядущей реформы лизинговой отрасли. «Обязательный перевод всех лизинговых компаний на единый план счетов потребует больших финансовых затрат (покупка ПО, обучение персонала), неподъемных для бюджета небольших компаний, и им, возможно, придется закрыться»,— пояснила она. Давая прогноз на 2018 год, Чусовская обозначила, что лизинговый рынок продолжит закреплять результаты, продолжая системный рост, также сохранится тенденция к цифровизации и развитию онлайн-сервисов.

Андрей Клушин считает, что сейчас для региональных компаний наступил важный момент, чтобы успеть построить надежную систему риск-менеджмента (управление рисками). «Независимые лизинговые компании сами являются клиентами банков, когда получают финансирование под свои сделки. А регулирование банков с каждым годом становится только жестче. Соответственно, банки все жестче подходят к оценке рисков вложений в независимые лизинговые компании»,— говорит он. Увеличение объемов инвестиций минимум на 30% ожидают в компании «Сименс финанс», делая ставку на Кузбасс, Красноярск и Иркутск.

По мнению Михаила Цыкунова, предпосылками для роста в 2018 году станут инвестиции в основные производственные фонды, госпрограммы поддержки, снижение стоимости фондирования с уменьшением ключевой ставки и возможностей бизнеса для покупки за собственные средства. «Фактор восстановительного роста в виде отложенного спроса в 2018 году будет сокращаться, и основным драйвером станет общий экономический рост и влияние государственной поддержки»,— пояснил эксперт.

Противоположного мнения в отношении господдержки придерживается Михаил Мак­лаков, который также обозначил тенденцию укрупнения бизнеса, связывая ее с усилением вертикали власти. «Чувствуется усиление контроля регионального правительства, в том числе на ключевых предприятиях региона. По цепочке эти изменения идут в малый и средний бизнес»,— говорит он.

«В этом году фактор госсубсидий для рынка, по всей видимости, перестанет быть решающим: поддержка автопрома, скорее всего, будет уменьшаться. Минпромторг уже объявил о сворачивании программ субсидирования ставок по автокредитам, и прекращение деятельности программ субсидирования лизинга — лишь вопрос времени. Так что в этом году удерживать конкурентоспособность продукта лизинговым операторам придется за счет улучшения качества бизнес-процессов»,— резюмировал господин Маклаков.

Маргарита РЕШЕТИНСКАЯ