Группа БКС запускает новый цифровой банк для предпринимателей под названием «Сфера», который будет работать на лицензии БКС-банка. «Сфера» начнет расчетно-кассовое обслуживание бизнеса с третьего квартала 2018 года и намерена получить 10% клиентов в сегменте малого бизнеса. Модель расчетных диджитал-банков является очень привлекательной, но чтобы занять заметную долю рынка, необходимо обладать уникальными преимуществами, которые в случае с новым проектом неочевидны, указывают эксперты.

О том, что группа БКС запускает цифровой банк для бизнеса «Сфера», сообщил "Ъ" источник на рынке и подтвердили в БКС-банке. «Финансовая группа БКС действительно готовит к выходу на рынок серию продуктов для малого бизнеса, в том числе новый цифровой банк для предпринимателей,— рассказал "Ъ" глава БКС-банка Дмитрий Пешнев-Подольский.— Структура и функционал продукта абсолютно новые для российского рынка». По его словам, работа над проектом началась в 2016 году после изучения потребностей предпринимателей и текущего предложения других банков и b2b-сервисов. «Мы видим растущий спрос на цифровые финансовые сервисы со стороны малого бизнеса, при этом предложение от нынешних участников рынка видится нам недостаточным»,— отметил господин Пешнев-Подольский.

Наиболее известными диджитал-банками для бизнеса являются Модульбанк, работающий с 2014 года, а также банк «Точка», который был создан командой Банка24.ру в феврале 2015 года и сейчас работает под лицензиями банков «ФК Открытие» и Киви-банка. Конкуренцию им составляют универсальные банки, например Сбербанк и Альфа-банк, которые активно развивают дистанционное обслуживание для МСБ в своих онлайн-приложениях. Значимым игроком в этом сегменте является и Тинькофф-банк.

Сейчас проводится тестирование гипотез по продукту, финальный список сервисов, которые будет предлагать «Сфера», станет известен в третьем квартале 2018 года, уточнил господин Пешнев-Подольский. У проекта уже есть свой сайт, из которого видно, что бизнес сможет зарегистрировать юрлицо, работать без бухгалтера и кадровика, получит конструктор договоров с опцией подписания их в онлайн-режиме. Примечательно, что индивидуальные предприниматели смогут выводить деньги на свои личные банковские карты — такие операции многие кредитные организации блокируют по «антиотмывочному законодательству».

Диджитал-банк — это модель, которая позволяет быстро нарастить клиентскую базу практически с нуля и выйти на рентабельность за короткий период времени, считает управляющий директор НРА Павел Самиев. «Для банков этот сегмент привлекателен и тем, что это практически безрисковый бизнес,— указывает он.— Главный риск для таких банков заключается в том, чтобы правильно найти баланс в соблюдении "антиотмывочного законодательства", то есть, с одной стороны, быть достаточно лояльным к клиентам, чтобы быстро расти, с другой — достаточно жесткими, чтобы не иметь проблем с ЦБ».

При этом конкуренция в этом сегменте крайне высока. Главный управляющий директор (СЕО) «Точки» Андрей Завадских замечает, что если еще год-два назад диджитал-банки «считались чем-то из будущего», то сейчас это стандарт рынка. Однако, по его словам, те, кто понял эти тренды быстрее остальных, уже поделили рынок. «Точка», «Тинькофф» и Модульбанк сейчас совокупно занимают больше 15% рынка, и эта доля стремительно растет. Господин Завадских также отмечает, что по количеству открываемых счетов у этих трех игроков темпы роста выше, чем у классических офлайн-банков. «Еще нужно не забывать, что классические банки тоже не дремлют и диджитализируют свой бизнес»,— добавляет он. Ведущие банки действительно серьезно инвестировали в работу с сегментом малого бизнеса, в том числе серьезный прогресс показали Сбербанк и Альфа-банк, говорит глава Модульбанка Андрей Петров. С другой стороны, добавляет он, в последние годы из-за стагнации экономики предпринимателей больше не стало.

Виталий СОЛДАТСКИХ