Минобороны сменит куратора госзакупок. Профильный департамент может возглавить топ-менеджер «ВЭБ Капитала» Отто Сопроненко. Ранее главой самого «ВЭБ Капитала» стал выходец из Минобороны.

Обмен менеджерами

Заместитель гендиректора по реализации активов инвестиционной компании Внешэкономбанка «ВЭБ Капитал» Отто Сопроненко может перейти в Минобороны на должность руководителя департамента государственных закупок министерства. Об этом РБК рассказал источник в Минобороны. Источник, близкий к ВЭБу, подтвердил планирующийся переход топ-менеджера в военное ведомство.

«Планируется, что переход Сопроненко произойдет в течение двух недель», — уточнил близкий к ВЭБу собеседник. Источник в Минобороны добавил, что Сопроненко сменит Георгия Форсова, который сейчас отвечает за госзакупки в министерстве.

Департамент госзакупок Минобороны определяет поставщиков товаров по государственному оборонному заказу и для обеспечения нужд российских Вооруженных сил.

Кадровые перестановки в «ВЭБ Капитале» близкий к ВЭБу источник связывает со сменой руководства в инвестиционной компании. 11 июля, как и сообщал РБК, «ВЭБ Капитал» возглавил руководитель департамента жилищного обеспечения Минобороны Сергей Пирогов. Он стал одним из первых топ-менеджеров госкорпорации и ее «дочек», назначенных после прихода на пост главы ВЭБа Игоря Шувалова. Новое руководство госкорпорации планирует создать на базе госбанка платформу для координации основных институтов развития.

РБК направил запрос в Минобороны с просьбой подтвердить информацию о назначении Сопроненко. В ВЭБе отказались комментировать переход топ-менеджера.

Отто Сопроненко в разговоре с РБК сказал, что информацию о своем переходе в Минобороны слышит впервые. «Я это впервые слышу от вас. Хорошего вам настроения, чудесная погода», — сказал он в ответ на вопрос РБК, когда состоится назначение.

Проблемные активы

Сопроненко уже работал в структурах Минобороны. В частности, занимал должность заместителя гендиректора АО «Гарнизон» (бывший «Оборонсервис»). В 2011 году Сопроненко работал начальником управления делами Росимущества. В 2012 году был назначен заместителем руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы, но уже через год покинул департамент по собственной инициативе. Вскоре стало известно, что Сопроненко перешел в АО «Гарнизон». Затем он стал замгендиректора компании и проработал на этой должности несколько лет, после чего ушел работать в «ВЭБ Капитал».

Основное направление деятельности «ВЭБ Капитала» — это управление проблемными и непрофильными активами ВЭБа. Кроме того, компания оказывает услуги в сфере управления, развития и реализации активов, не принадлежащих госкорпорации. Речь идет, в частности, об организации продажи госимущества в ходе приватизации — с 2010 года компания является агентом правительства по организации сделок с госимуществом.

В феврале ВЭБ заключил соглашение с Росимуществом, которое позволит госкорпорации через «ВЭБ Капитал» участвовать в экспертизе проектов по увеличению рыночной стоимости федерального имущества для его последующей приватизации. C помощью «дочки» госкорпорация хочет структурировать сделки по «упаковке» и более выгодной продаже госактивов, объяснял возглавлявший тогда ВЭБ Сергей Горьков.

В презентации «ВЭБ Капитала» от марта 2017 года говорилось, что компания готовит к приватизации три актива: Институт микроэкономики, Российский НИИ сельскохозяйственных приборов и Центральный НИИ кожевенно-обувной промышленности. В графиках реализации федерального имущества по распоряжению правительства у «ВЭБ Капитала» более 70 объектов недвижимости и более 90 пакетов акций.

«Курс на непрозрачность»

В сравнении с системами госзакупок стран НАТО российская — наиболее прозрачная, отмечает руководитель общественной организации «Гражданский контроль государственных закупок» Дмитрий Доброштан. Это, по его мнению, может стать причиной введения дальнейших санкций в отношении российских предприятий ОПК.

«К примеру, на сайте госзакупок мы видим все — от плана закупки спецтехники или вооружений до ее реализации. Кроме того, в прилагаемой документации указано, у кого закупается, когда и на какую сумму. «Условный противник эту информацию может легко отследить и использовать в своих целях», — пояснил Доброштан. По его мнению, Сопроненко будет «брать курс на непрозрачность».

В ноябре прошлого года премьер Дмитрий Медведев временно разрешил госкомпаниям не раскрывать поставщиков и подрядчиков. Подписанное им постановление разрешало госкомпаниям ограничиться публикацией в реестре закупок обезличенной информации о результатах, способе, цене закупки без данных о победителе тендера. Данные о контрактах с субподрядчиками разрешено было закрыть.

По данным СПАРК, в 2017 году Минобороны заключило через систему госзакупок 1284 контракта на сумму 73,9 млрд руб., в 2016-м — на 76,2 млрд руб., в 2015-м — на 103 млрд руб., в 2014-м — на 94,3 млрд руб.

Авторы: Инна СИДОРКОВА, Петр КАНАЕВ