Проблема потери будущими пенсионерами инвестиционного дохода при досрочной смене пенсионного фонда, о которой "Ъ" рассказывал 13 июля, встревожила ЦБ. Регулятор сразу провел встречу с участниками пенсионного рынка и разослал письма отраслевым СРО, рекомендовав ввести определенные стандарты информирования граждан о потенциальных потерях. Сейчас агенты фондов зачастую извещают об этом «мелким шрифтом».

Встреча участников пенсионного рынка со службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ состоялась 13 июля, рассказали "Ъ" участники совещания. Обсуждался вопрос кампании по переводу пенсионных накоплений до принятия соответствующих поправок к закону «О НПФ» (75-ФЗ). Поправки, по мысли участников рынка, должны устранить основную проблему, связанную с переводом пенсионных накоплений от одного страховщика (НПФ или Пенсионный фонд России, ПФР) к другому,— неосознанную потерю гражданами инвестиционного дохода, которая за последние три года превысила 100 млрд руб. (см. "Ъ" от 13 июля). Но законопроект в апреле прошел только первое чтение и может быть принят в лучшем случае в осеннюю сессию.

Накануне ЦБ разослал письмо в две отраслевые саморегулируемые организации (СРО) — Национальную ассоциацию НПФ (НАПФ) и Ассоциацию НПФ (АНПФ). В документе ("Ъ" ознакомился с ним) регулятор предложил «оперативно и в возможно короткие сроки разработать и реализовать механизмы информирования граждан о размере инвестиционного дохода» в случае досрочного перехода клиента к новому страховщику. В ЦБ подтвердили отправку писем.

ЦБ называет «целесообразными» следующие меры: уведомление граждан в письменном виде о потере инвестдохода при переходе, раскрытие этой информации в личном кабинете граждан на сайте НПФ, рекомендации фондов и их агентов, к которым переходит гражданин, обратиться к текущему страховщику или наладить обмен данными между текущим страховщиком и новым. Регулятор ждет от СРО информации, какие механизмы и формы применения этих предложений будут внедрены и когда. В НАПФ заявили, что письмо ЦБ разослано по фондам—членам СРО и теперь ассоциация ждет от них предложений. В АНПФ не ответили на запрос "Ъ". Участники пятничного совещания рассказали, что представитель службы по защите прав потребителей еще раз довел до сведения собравшихся положения письма.

Сейчас формально агенты НПФ не обязаны информировать граждан о возможной потере инвестиционного дохода, тем более о сумме таких потерь, информацией о которых обладает только текущий страховщик. Большинство агентов оповещают застрахованных лиц, что такая потеря возможна, говорит пенсионный брокер, работающий с крупнейшими НПФ, однако делается это формально, утверждают два топ-менеджера НПФ. «Мне известно, что досрочный переход может повлечь потерю инвестиционного дохода»,— написано в договоре одного из крупнейших НПФ в самом конце документа (с ним ознакомился "Ъ"). «Я не была проинформирована о возможной потере инвестиционного дохода»,— говорит перешедшая в 2018 году в этот фонд собеседница "Ъ". «Из жалоб и обращений в Банк России мы видим, что, как правило, граждане не осведомлены о таких последствиях досрочного перехода»,— подтверждают в ЦБ.

Новации, предлагаемые ЦБ, могут снизить темпы привлечения фондами новых клиентов. «Для людей, которые активно управляют своими пенсионными накоплениями, информирование о конкретной сумме потери инвестдохода, конечно, станет сдерживающим фактором. И таких людей достаточно много»,— считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. «Если каким-то образом — что очень сложно без создания единого администратора — действительно реализовать извещение застрахованных лиц о сумме потерянного инвестдохода, это затормозит переходную программу, но незначительно»,— возражает гендиректор «Пенсионного партнера» Сергей Околеснов. После того как ПФР с середины 2017 года прекратил прием заявлений через удостоверяющие центры, переходы между страховщиками и так значительно сократились. За первые пять месяцев 2018 года было подано в семь раз меньше заявлений, чем за аналогичный период 2017 года.

Илья УСОВ