Идея Минфина по созданию всероссийского реестра информационных ресурсов, который министерство готово взять под свой контроль, не нашла поддержки в экспертном совете при правительстве РФ. Его аналитики считают, что Минфин таким образом фактически будет дублировать функции Минкомсвязи. Кроме того, под действие проекта, который нацелен на объединение на одном ресурсе информации о гражданах с сайтов госорганов, могут попасть также частные сайты и даже внутренние системы компаний, опасаются эксперты.

Рабочая группа «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве подготовила заключение (есть у "Ъ") на проект закона «О систематизации и гармонизации информации в РФ». Такой законопроект Минфина был опубликован на regulation.gov.ru в начале июля и касается юридически значимой информации о россиянах. К ней Минфин относит данные о регистрации имущества и имущественных прав, актов гражданского состояния, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, выдаче документов, удостоверяющих личность, и др. Также предлагается упорядочить отчетную, справочную и статистическую информацию на сайтах госорганов, чтобы избежать «дублирования и противоречий», следует из пояснительной записки к проекту.

Упорядочиванием информации, согласно проекту, должен заняться сам Минфин, который создаст и будет вести всероссийский реестр информационных ресурсов. Проект также предполагает создание совета по систематизации и гармонизации информации РФ. Директор департамента информационных технологий Минфина Елена Чернякова сообщала RNS, что совет будет состоять из представителей ключевых ведомств и бизнеса.

В экспертном совете при правительстве полагают, что проект требует доработки. В частности, «необходимо не допустить дублирование функционала информационных систем Минфина и Минкомсвязи», следует из отзыва. В целом вопрос упорядочивания данных может быть решен в рамках полномочий Минкомсвязи и уже существующей системы нормативной справочной информации, считают эксперты. Кроме того, определение информационного ресурса в проекте Минфина позволяет расширить его действие, в том числе на частные сайты и внутренние системы управления ресурсами компании (ERP-системы), предупреждают в экспертном совете.

Очевидная задача проекта Минфина — предотвращение разнобоя в информации, которая используется государственными и муниципальными органами, в том числе для бюджетного планирования, полагает заместитель руководителя рабочей группы «Связь и ИТ» Михаил Медриш. Решение этих задач необходимо, однако, поскольку речь идет о государственных информационных системах, логично встраивать эту проблематику в уже существующий закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» через подзаконные акты, считает он.

В Минфин заключение рабочей группы официально пока не поступало, но министерство планирует ряд встреч с экспертами для обсуждения вопросов к законопроекту, сообщили "Ъ" в Минфине. Там также настаивают, что «никакого дублирования» функций с Минкомсвязью не предполагается: всероссийский реестр информационных ресурсов будет вестись в уже существующей Единой системе нормативно-справочной информации электронного правительства, а Минкомсвязь будет отвечать за координацию информатизации. В Минкомсвязи вчера не стали комментировать инициативу Минфина.

Вопрос, какое министерство должно быть ключевым в вопросе систематизации юридически значимой информации, спорный, отмечает директор юридической компании Heads Consulting Никита Куликов. «Для Минфина данный реестр, несомненно, важнее в рамках планирования бюджетов, но в рамках полномочий логично, что разрабатывать его планирует все же Минкомсвязь»,— считает он. Ранее о теме повсеместной кодификации нормативно-правовых актов в рамках цифровой трансформации экономики говорил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, а развитием цифровой экономики в Минкомсвязи сейчас занимаются именно выходцы из аппарата правительства, напоминает господин Куликов. «Поэтому функционал по систематизации данных, скорее, будет передан Минкомсвязи вне зависимости от доводов Минфина»,— полагает он.

Юлия ТИШИНА