Как выяснил "Ъ", НПФ «Благосостояние» получило два предложения о покупке его лизинговой компании (ЛК) «Трансфин-М», от ВТБ и Сбербанка. Покупатели готовы заплатить 33–38 млрд руб. Среди претендентов может оказаться и ГТЛК, однако для этого госкомпании потребуется докапитализация. В любом случае покупателю придется сохранить совместное с РЖД управление лизинговой компанией, для которой предприятия транспортной монополии выступают основными клиентами.

По данным "Ъ", определился круг покупателей на лизинговую компанию «Трансфин-М», принадлежащую НПФ «Благосостояние», который контролирует РЖД. ВТБ и Сбербанк сделали не обязывающие предложения фонду по покупке ЛК, рассказали "Ъ" два источника: один — близкий к возможному покупателю, второй — к структурам НПФ. «Цена, предлагаемая покупателями, находится в диапазоне 33–38 млрд руб.»,— указал один из собеседников "Ъ". Другой источник уточняет, что Сбербанк предложил 34 млрд руб., ВТБ — 33–38 млрд руб. «Теперь им предстоит due diligence»,— отмечает он. При этом, по его словам, «Благосостояние» ориентируется в продаже на оценку PricewaterhouseCoopers в размере 37,5 млрд руб.

Возможно появление и третьего покупателя — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), однако от нее предложения пока не поступало. ГТЛК рассматривает возможность покупки «Трансфин-М» и сейчас ведутся переговоры с «Благосостоянием», заявил представитель госкомпании. «На данный момент изучается лизинговый портфель "Трансфин-М", клиентская база компании, ее финансовые и операционные результаты, а также влияние потенциальной сделки на финансовые результаты ГТЛК»,— отмечает он. Однако предложение от ГТЛК может и не поступить. Дело в том, что после приобретения «Трансфин-М» ее долг будет консолидирован в отчетности госкомпании. И без дополнительного капитала это приведет к понижению рейтинга, а также нарушению банковских ковенант, отмечают источники "Ъ". На конец первого квартала по РСБУ чистый долг ГТЛК составлял около 270 млрд руб., у «Трансфин-М» — 130 млрд руб. По оценке одного из собеседников "Ъ", могут потребоваться бюджетные вливания в капитал ГТЛК 15–20 млрд руб.

«Трансфин-М» — специализированная лизинговая компания, в портфеле которой доминирует железнодорожная техника (86%). Также она оказывает услуги финансового лизинга воздушных судов, автомобильного и морского транспорта, а также железнодорожного технологического оборудования и спецтехники. По объему лизингового портфеля (324,7 млрд руб.) компания по итогам 2017 года занимала пятое место в рэнкинге «Эксперта РА». Согласно отчетности по МСФО, чистая прибыль «Трансфин-М» в прошлом году составила 1,6 млрд руб.

В Сбербанке, ВТБ и НПФ «Благосостояние» отказались от комментариев. В «Трансфин-М» не ответили на запрос от "Ъ".

«Все покупатели — госкомпании, и других мы, с большой вероятностью, не увидим»,— говорит директор по банковским рейтингам «Эксперта РА» Руслан Коршунов. Таким образом, контроль над «Трансфин-М» перейдет от одной госкомпании к другой. Но одними из крупнейших лизингополучателей компании являются структуры РЖД, указывает он. «И между госкомпаниями должна быть достигнута договоренность, чтобы операционное управление "Трансфин-М" стало совместным и включало структуры РЖД»,— полагает господин Коршунов.

«Видимо, новое руководство НПФ "Благосостояние" стремится уйти от стратегических инвестиций к портфельным, что вполне логично»,— говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. По его словам, это нормальная функция для фонда: диверсифицировать риски, увеличить прибыль, а не заниматься операционной деятельностью целых предприятий. «Избавление фонда от "Трансфин-М" может помочь в ситуации, когда выплаты по пенсиям превысят входящий денежный поток, а это случится уже скоро»,— говорит один из собеседников "Ъ". В НПФ хотят выйти из актива, чтобы покрыть убытки от других активов, прежде всего Абсолют-Банка, считает другой источник "Ъ".

Илья УСОВ, Виталий СОЛДАТСКИХ