Госбанки сконцентрировали более 60% активов российского банковского сектора, следует из ренкинга «Эксперт РА». В топ-5 кредитных организаций размещено 64,5% всех депозитов российских граждан, эти же банки генерируют основную прибыль сектора. Такое положение может негативно сказаться на конкуренции, лишить потребителей выбора и ухудшить качество предоставляемых услуг, но одновременно это снижает риски и упрощает контроль за деятельностью рынка, полагают эксперты. В Центробанке такой расклад сил на финансовом рынке назвали олигополией с конкурентным окружением.

На топ-5 банков приходится 60,7% всех активов сектора, 63% капитала и 64,5% вкладов граждан, следует из ренкинга «Эксперт РА» на основе отчетности российских финансовых организаций на 1 июля. Показатель концентрации активов в России выше, чем в других странах: в США на пять крупнейших банков приходится 43% активов, в ЕС — 32%, отметил младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.

ЦБ совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проанализировал состояние конкуренции на финансовом рынке России. Большинство сегментов, включая банковский, можно охарактеризовать как олигополию с конкурентным окружением, заявили «Известиям» в Банке России. Олигополия возникает, когда на каком-либо рынке конкурирует очень мало компаний — от 2 до 15.

В крупнейшую пятерку в России входят исключительно госбанки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и «Национальный клиринговый центр» (НКЦ), говорится в ренкинге. Ситуация несколько изменилась за последний год: Россельхозбанк поднялся с пятой на четвертую строчку, а НКЦ — с восьмой на пятую. Отчасти это произошло на фоне объединения ВТБ и ВТБ24 (активы группы выросли на 37%, отметили в «Эксперт РА»), а также санации крупнейших банков. Так, активы «ФК Открытие» снизились на 41%. Бинбанка — на 32%, Рост Банка и «Траста» — на 28,8 и 6,5% соответственно.

Поляризация сектора несет в себе риски снижения конкуренции, считает заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА Ирина Носова. Крупнейшие кредитные организации усиливают позиции, а средние и малые свои теряют, и это привело к тому, что борьба в секторе идет в основном среди банков с госучастием, пояснила она.

При этом топ-5 банков зарабатывают больше, чем весь остальной сектор. За январь–июнь их прибыль составила 512,4 млрд рублей, а совокупный финансовый результат всего сектора составил 434,4 млрд рублей. Отрицательный вклад в динамику внесли убытки других кредитных организаций.

В первой десятке присутствуют так называемые новые госбанки: «ФК Открытие» на восьмом месте, а Промсвязьбанк — на девятом. Бинбанк занимает 14-ю строчку, однако в 2019 году он будет присоединен к «ФК Открытие», и объединенная структура может претендовать на седьмое место в ренкинге (сейчас его занимает частный МКБ). Санация этих банков стала самым масштабным проектом Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), созданного Центробанком. Оздоровление финансовых организаций и входящих в одну группу с ними НПФ и страховщиков пока обошлось регулятору примерно в 970 млрд рублей, следует из его данных.

С точки зрения ЦБ, несколько крупных банков проще контролировать, полагает начальник аналитического управления УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Воробьев. Они конкурируют между собой, корпоративные клиенты и физлица переводят туда деньги из-за более низкого риска, ведь в случае необходимости государство, возможно, окажет им помощь, добавил эксперт.

У больших банков есть доступ к сравнительно дешевому фондированию, а величина их капитала позволяет кредитовать крупнейших заемщиков. Этих преимуществ нет у маленьких и средних частных банков, пояснила Ирина Носова.

При этом ЦБ и ФАС разработали меры, которые обеспечат банкам конкурентный доступ к привлечению средств во вклады и к другим инструментам, например выдаче банковских гарантий, подчеркнули в регуляторе. Также речь идет и о доступе банков к получению субсидий из бюджета по отдельным видам льготного финансирования. Это позволит выравнять условия ведения бизнеса для банков малого и среднего размера и относительно крупных игроков, считают в Банке России.

При этом небольшие кредитные организации, как правило, эффективнее управляются и быстрее принимают решения, особенно если их акционеры непосредственно участвуют в управлении, напомнил Евгений Воробьев. А в случае финансовых трудностей расходы на спасение госбанка будут существенно выше, чем в случае небольших частных банков, добавил он.

Мощное государственное присутствие и концентрация бизнеса у крупнейших банков способствуют стабильности системы, считает финансовый аналитик «БКС Премьер» Александр Бахтин. Но это снижает конкуренцию и негативно влияет на качество услуг. Концентрацию активов целесообразно снижать, и сбалансировать сектор невозможно только усилиями самих банков, считает Ирина Носова.

Татьяна ГЛАДЫШЕВА