Россияне стали активнее покупать в кредит бытовую технику. Средний чек потребительского кредита в магазине в первом полугодии вырос более чем на 6%, а объем выдач в разные месяцы рос на 15–20%, рассказали «Известиям» в крупнейших банках. Рассрочка также популярный вариант для покупки, но в этом году граждане проявили интерес именно к кредитным продуктам. При этом чаще всего в кредит берут смартфоны, ноутбуки, мелкую бытовую технику, телевизоры и стиральные машины. К этому привело снижение процентных ставок в экономике: в результате граждане с невысокими доходами смогли позволить себе их покупку, считают эксперты. При этом ждать ажиотажного спроса из-за ослабления рубля не стоит, поскольку этот способ сохранить деньги показал себя как малоэффективный еще в 2014 году.

Средний размер потребительского кредита в магазинах бытовой техники (POS-кредита) в первом полугодии вырос на 6,4% и составил 33,2 тыс. рублей, показал опрос крупнейших российских банков. Темп новых выдач POS-кредитов в разные месяцы составлял от 15 до 20%, подчеркнули в банке «Хоум Кредит». По данным ЦБ, за январь-июль банки нарастили выдачу кредитов физическим лицам на 5,2%, в годовом выражении рост составил 20,1%. При этом необеспеченные кредиты поддержали оживление потребительского спроса, отмечается в материалах регулятора.

Несмотря на то что наиболее перспективным продуктом на кредитным рынке является рассрочка, в первом полугодии наблюдался рост интереса россиян именно к кредитам, отметили в банке «Русский стандарт». В МТС-банке средний размер POS-кредита вырос на 5%, в банке «Хоум Кредит» — на 9%, в «Русском стандарте» — на 5,2%, в Альфа-банке — на 4,1%, а в Почта-банке — на 9%.

Потребительские товары дорожают, а банки расширяют программы беззалогового кредитования, отметил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. При этом выбор между кредитом и, например, рассрочкой часто обусловлен маркетинговой политикой продавца, особенно когда речь идет о сопоставимых категориях товаров и цене, пояснил эксперт.

Интерес к потребительскому кредитованию вырос вслед за снижением ставок, считает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. С начала года ключевая ставка ЦБ снизилась с 7,75 до 7,25%, а так как регулятор таргетирует не курс рубля, а процентные ставки в экономике и инфляцию, это снижение повлияло на динамику рыночных кредитных ставок, пояснил эксперт. Поэтому у россиян появилась возможность нарастить объем займов без повышения процентной нагрузки, это позволило гражданам с небольшими доходами совершать более крупные покупки, например, бытовую технику, добавил он.

Наибольший прирост наметился в займах на ноутбуки: здесь средняя сумма POS-кредита выросла на 16,9%, отметили в «Русском стандарте». Одновременно снизилась средняя сумма кредита на покупку телевизора (-3,7%). Это связано с ростом цен на комплектующие для ноутбуков, например, на оперативную память, и удешевлением технологии OLED-дисплеев для телевизоров в последние месяцы, пояснил вице-президент холдинга «Русский стандарт» Эльдар Бикмаев. Но самым популярным товаром для покупки в кредит и в рассрочку остаются смартфоны: средний чек в этом сегменте стабильно растет, за первое полугодие он прибавил 4,3%.

Крупные покупки часто рассматриваются как способ сохранить деньги в периоды нестабильного курса валют, однако сейчас повышенного спроса ждать не стоит, полагает Павел Сигал. Так, на прошлой неделе рубль подешевел по отношению к доллару на 7% — с 63,3 рубля до почти 68 рублей за единицу американской валюты, но постепенно восстанавливает позиции. Однако уроки неудачных массовых покупок в 2014 году еще свежи в памяти, и повышенный интерес к бытовой технике и электронике у россиян может возникнуть, только если курс изменится сразу на несколько десятков рублей, добавил он.

Татьяна ГЛАДЫШЕВА