Если еще лет пять назад большинство предпринимателей только начинали знакомиться с новой для них технологией распределенного реестра — блокчейном, то сейчас почти две трети представителей бизнеса заявляют, что уже имеют собственный блокчейн-проект. Тех же, кто никак не связан с этой технологией, и вовсе почти не осталось. Впрочем, до ее повсеместного внедрения еще далеко. Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) разбиралась, кому нужен блокчейн и что мешает ему стать по-настоящему массовой технологией.

Блокчейн, появившийся вместе с биткойном примерно десять лет назад, похоже, превратился в некую идею фикс. Консалтинговая компания PwC провела опрос среди 600 руководителей из 15 стран мира и выяснила, что 84% из них так или иначе работают с блокчейном. А 62% опрошенных заявили, что у них есть собственный блокчейн-проект. И если в 2017 году, по данным Gartner, восемь из десяти таких проектов приходились на сферу финансовых услуг, то сейчас, согласно докладу PwC, приспособить новую технологию для своих нужд пытаются представители практически всех секторов экономики.

Но до стадии пилотного запуска и рабочей версии дошли пока только 25% компаний.

По мнению большинства специалистов, блокчейн как технология распределенного реестра действительно через несколько лет может стать новой нормой для бизнеса, что позволит повысить его эффективность и прозрачность.

Но прежде чем этот момент настанет, придется преодолеть несколько барьеров. Ключевой из них, по мнению представителей бизнеса,— это затраты, которые связаны с неминуемой реорганизацией всего бизнеса, если его руководство примет решение о необходимости внедрения блокчейна в свою работу. «Создание и применение блокчейна не похоже на традиционное выстраивание ИТ-системы. Здесь нет смысла пересоздавать старый мир, но просто на базе блокчейна»,— говорится в докладе PwC.

Подобная реорганизация неминуемо повлечет за собой серьезные расходы. Чуть больше половины респондентов называют именно большие затраты одной из трех главных причин, почему им не удалось внедрить блокчейн в свой бизнес. Около четверти опрошенных PwC респондентов заявили, что просто не знают с чего начать, а 14% пожаловались на возможные проблемы с механизмом управления новой структурой, которые в итоге отпугнули их от перехода на новую технологию.

При этом по-настоящему блокчейн будет работать только в случае его массового применения. А для этого представителям бизнеса придется договариваться между собой и создавать альянсы и консорциумы. «Привести группу участников проекта к единому соглашению по набору правил, которые будут определять бизнес-модель, наверно, самое сложное в мире блокчейна,— отмечают авторы доклады.— Участники должны определиться с правилами участия в проекте, с тем, как обеспечить честное распределение затрат и прибыли, какая система контроля и противодействия рискам должна использоваться, чтобы соответствовать распределенной архитектуре бизнеса, и какие механизмы управления, включая проведение аудита и валидации, должны использоваться, чтобы гарантировать, что блокчейн функционирует так, как задумывалось».

Все это невозможно без доверительных отношений между участниками, подчеркивается в докладе. Блокчейн, как изначально казалось, должен был решить эту проблему, заменив доверительные отношения на четко расписанные алгоритмы взаимодействия сторон. Но именно отсутствие доверия между участниками проекта называется чуть ли не чаще других причин того, почему блокчейн еще не стал массовой технологией. Так считают 25% опрошенных. Страшнее для блокчейн-сообщества может быть только отсутствие четкого регулирования. Его в качестве главного препятствия назвали 27% респондентов PwC. Еще 32% говорят о невозможности по тем или иным причинам создать единую систему из нескольких блокчейн-проектов.

Впрочем, отмечают авторы исследования, блокчейн не нужен всем и каждому. Многие из тех идей, что представители бизнес-сообщества пытаются воплотить при помощи новомодной технологии, можно было бы реализовать и без нее. А 54% опрошенных, разочаровавшихся в полученных результатах при затраченных усилиях,— лучшее подтверждение тому, что модные тенденции не могут быть определяющим фактором при выборе стратегии развития бизнеса, а блокчейн не может быть лекарством ото всех болезней.

Кирилл САРХАНЯНЦ