Как стало известно Ъ, в ближайшее время на российский рынок выйдет один из крупнейших мировых банков — японский Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd. Центробанк уже внес его «дочку» — ЗАО «Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей» — в книгу государственной регистрации кредитных организаций. В самом банке в течение первых трех-пяти лет собираются ограничиться обслуживанием только японских клиентов.

Лицензию российская «дочка» крупнейшего японского банка — ЗАО «Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей» — пока не получила, поскольку не завершена оплата уставного капитала в размере 744 млн руб. Но этот вопрос в банке обещают решить в ближайшее время.

«Есть большая вероятность того, что все процедуры по регистрации будут завершены в течение одного-двух месяцев, после чего банк начнет работу»,— заявил Ъ глава российского представительства Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd. Тору Шинагава. Говоря о стратегии банка, он отметил, что банк не намерен в первые годы работы в России выходить на розничный рынок. «Пока мы не планируем работать с физическими лицами даже в области автокредитования. В течение первых трех-пяти лет банк сосредоточится на работе с корпоративными клиентами, преимущественно из числа японских компаний»,— отметил господин Шинагава.

Bank of Tokyo-Mitsubishi образован в апреле 1996 года в результате слияния Bank of Tokyo и Mitsubishi Bank. В апреле 2005 года после объединения с UFJ Holdings Inc. был образован Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd. Объединенный банк вышел на первое место в мире по размеру суммарных активов ($1,71 трлн). Филиальная сеть банка включает 366 отделений в Японии и 81 за рубежом. В ноябре 2004 года совет директоров банка принял решение об учреждении дочернего банка в России.

По мнению аналитиков, японский банк выбрал подходящий момент для выхода на российский рынок. «Россия сегодня один из самых интересных объектов инвестиций. Иностранные банки привлекает экономическая и политическая стабильность в России и высокий потенциал целого ряда отраслей,— считает главный управляющий директор УК ’Альфа Капитал’ Валерий Петров.— Естественно, Mitsubishi не хочет упустить очень привлекательный для себя рынок». Согласна с ним и аналитик агентства «Рус-Рейтинг» Юлия Архипова. «Если в Японии ставки по кредитам составляют 1,5—2%, то в России не меньше 15—20%. Такая прибыль делает безусловно привлекательным наш рынок для японских банков. В то же время японские банки очень осторожны и чаще всего выходят уже под конкретный проект, в котором участвует японский бизнес»,— добавляет она.

Крупных проектов, в которых участвуют или планируют участвовать японские компании, в России предостаточно. Это и освоение сахалинского шельфа (проект «Сахалин-2»), и реализация проектов Toyota и Nissan по строительству автосборочных производств, и строительство завода по сжижению природного газа в Ленинградской области.

В дальнейшем в интересах банка может оказаться и обслуживание физических лиц. Японские автомобили лидируют по продажам среди иномарок, поэтому, по мнению зампреда правления «Абсолют банка» Олега Дмитриенко, «будет логичным, если следующим шагом Mitsubishi станет предоставление финансовых услуг, в первую очередь автокредитования».

Александр ПОТАПОВ