Система по выдаче микрокредитов пользователям социальных сетей mili.ru за прошлый год выдала кредитов на $1 млн, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании «Панда», владеющей системой, Леван Назаров. По его словам, весь прошлый год шла отладка системы и полноценный запуск состоялся лишь в декабре 2013 г. С тех пор показатели системы растут на 30—40% каждый месяц, говорит Назаров.

Mili.ru основали три предпринимателя — Назаров, операционный директор «Панды» Грант Алавердян и директор по развитию Георгий Белоцерковский, сын Бориса Белоцерковского — владельца компании «Уникум», когда-то крупного поставщика игровых автоматов, а сейчас производителя автоматов для продажи еды и напитков. По словам Назарова, основатели инвестировали 35% от $2,5 млн, вложенных в mili.ru, другие инвесторы — профессионалы финансового рынка.

Система работает только с пользователями соцсетей, которые могут получить микрокредит на сумму от 2000 до 12 000 руб. сроком от трех дней до месяца, следует из информации на сайте системы. Эффективная ставка — 1,6% в день, говорит Назаров. Средний кредит в I квартале составил 6000 руб., а процент невозврата — 20%, добавляет он.

Для сравнения: у компании «Домашние деньги», занимающейся микрокредитованием, уровень невозврата — 24,5%, тогда как у международных компаний он еще выше — 26—27%, говорил полтора года назад в интервью «Ведомостям» Евгений Бернштам, председатель совета директоров Adela Financial Retail Group.

Для оценки кредитоспособности система использует традиционные федеральные базы ненадежных заемщиков, а также то, как заемщик пользуется соцсетями и другими интернет-сайтами — в каких местах он отмечается, какими устройствами пользуется, кто его друзья, какие фильмы и музыку он предпочитает, говорит Назаров. Он уточняет, что система учитывает местонахождение пользователя — в Москве и во Владивостоке вкусы заметно отличаются и то, что в одном городе свидетельствует о ненадежности заемщика, в другом может быть вполне безобидным фактором.

Назаров уверен, что оценка по активности в соцсетях позволяет точнее оценить надежность заемщиков и работа с соцсетями дает его бизнесу преимущество перед традиционными компаниями по микрокредитованию. По его словам, она также позволяет серьезно сэкономить на привлечении клиентов, показывая рекламу микрокредитов в соцсетях только тем, кому они интересны и кто вернет их в срок. Назаров говорит, что работа с соцсетями позволяет поймать мошенников, которые обычно рассказывают о своих похождениях друзьям. В результате у mili.ru самая маленькая анкета для получения кредита — всего из семи пунктов, которую нужно заполнить лишь однажды в салоне «Евросети» или «Связного». Для повторного же получения кредита никуда приходить уже не нужно. Mili.ru делает ставку именно на возврат клиентов: в 2013 г. каждый пользователь системы получил в среднем по три кредита.

Показатели mili.ru в «Евросети» постоянно растут, говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская. По ее словам, за I квартал 2014 г. число выданных в «Евросети» микрозаймов mili.ru удвоилось по сравнению с предыдущим кварталом и сравнялось с общим показателем за весь 2013 год. При этом средняя сумма одного микрокредита в «Евросети» через mili.ru меньше 5000 руб. — ниже, чем по другим партнерам. «Что, собственно, также объясняет популярность услуги, представленной в формате «займа на карманные расходы», — считает Смольская.

Начавший работу в прошлом году сервис «Плати потом» также позволяет получить отсрочку платежа (т. е. фактически кредит) по информации из соцсетей. Правда, для принятия решения этого недостаточно — нужно также учитывать, в какой среде пользователь предпочитает работать в интернете, с каких устройств выходить и какими браузерами открывать сайты, говорит сооснователь и гендиректор «Плати потом» Станислав Савельев. По его словам, «Плати потом», начинавший с предоставления отсрочки платежей за виртуальные товары в компьютерных играх, теперь кредитует и покупку реальных товаров в интернет-магазинах — например, при заказе еды на дом.

Обычные банки тоже начинают использовать современные технологии для оценки надежности заемщиков. Например, сервис AlterGeo позволяет банкам определить, где находится клиент в момент оформления документов на получение кредита, и проверить достоверность сведений в них. Например, заемщик может написать, что он работает в одном месте, а заполнять анкету с другого места работы, объясняет представитель AlterGeo Андрей Хачатуров. Он говорит, что банки сами выбирают критерии для оценки надежности клиента — а AlterGeo дает сведения о его местонахождении.

Роман ДОРОХОВ