Ростовское издание «Коммерсанта» («Коммерсант — Юг России») опубликовало серию материалов о ситуации на рынке лизинга.

Лизинг пересядет на автомобили и тракторы

Лизингодатели надеются на госпрограммы и реализацию крупных федеральных проектов

Ситуация на рынке лизинга в первом квартале 2015 года оказалась лучше, чем обещали пессимистические прогнозы конца 2014 года. И хотя в сегментах авиа- и желез­нодорожного лизинга наблюдается серьезное падение спроса, лизинг легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта демонстрирует стабильный рост. Позитивные ожидания рынка связаны и с лизингом сельскохозяйственной техники, который крайне актуален для юга России.

Кризис как катализатор

Участники рынка лизинга отмечают, что по итогам 2014 года его объем сократился на 10% по сравнению с прошлым годом. В числе внешних факторов, вызвавших резкое сокращение, называют рост стоимости фондирования, а также снижение курса национальной валюты и связанное с ним удорожание импортной техники для отечественного потребителя.

Так, по словам управляющего директора ООО «Райффайзен Лизинг» Галины Майер, у лизингополучателей, имеющих валютные обязательства, кредитная нагрузка увеличилась в разы. Несколько сгладило ситуацию то, что процентные ставки в валюте существенно ниже рублевых ставок. Президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев добавляет, что серь­езным внутренним вызовом для российских лизингодателей стало ухудшение финансового состояния клиентов и повышение требований банков к лизинговым компаниям. Ольга Старкова, начальник департамента корпоративного кредитования банка «Возрождение», отмечает также рост проблемной задолженности по лизинговым платежам.

При этом эксперты уточняют, что сокращение рынка в конце 2014 года стало резким, но не неожиданным. В целом для российского рынка лизинга характерно некоторое сжатие, этот процесс происходит уже в течение двух предыдущих лет. Просто до недавнего времени он был более плавным. Например, в 2013 году рынок сократился на 5,8%.

Таким образом, кризис послужил своего рода катализатором, вскрывшим слабые стороны отечественного рынка лизинга, главная из которых — зависимость от курса валюты и ориентированность на продукцию западных производителей. Но, как подчеркивают эксперты, это не столько минусы собственно рынка лизинга, сколько общие проблемы отечественной экономики.

Смена фаворитов

Наибольшее снижение показал сегмент авиализинга. Это направление больше других зависит от сотрудничества с западными партнерами, отношения с которыми до сих пор остаются напряженными. «Падение объемов авиаперевозок и изменившиеся условия сотрудничества с иностранными авиапроизводителями (в том числе вследствие санкций) привели к пересмотру крупнейшими игроками отрасли своих планов по обновлению флота»,— комментирует Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг».

Еще один аутсайдер 2014 года — лизинг железнодорожного транспорта. Причиной снижения спроса Андрей Коноплев называет несоответствие размеров лизинговых платежей и доходности железнодорожных перевозок. Ситуацию не спасает даже то, что маржа в сегменте лизинга железнодорожного транспорта одна из самых низких — в среднем 1,5%.

Уязвимость этих сегментов эксперты связывают с их импортозависимостью. Лизингодатели, ссылаясь на мнение своих клиентов, констатируют, что, если бы на рынке существовал «рублевый» самолет класса Ил-114, он существенно поднял бы спрос. То же самое и с вагонным парком. Тихвинский вагоностроительный завод сегодня не может закрыть весь спрос в силу ограниченных объемов производства.

А вот автолизинг и лизинг сельскохозяйственной техники, напротив, набирают обороты. Эксперты компании CARCADE говорят о росте в сегменте лизинга автотранспорта в 2014 году. По их словам, лизинг легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в течение 2014 года демонстрировал стабильный рост, даже несмотря на негативную динамику российского рынка автопродаж. Так, доля лизинговых продаж автомобилей в компании по итогам 2013 года составила 2,7%, а на конец 2014 года увеличилась до 3,3%.

«На фоне снижения продаж автомобилей в среднем на 30% наблюдается интерес к лизингу у тех клиентов, которые ранее приобретали технику за собственные средства»,— поясняет ситуацию Андрей Коноплев. Эксперт добавляет, что с начала года в «ВТБ Лизинге» наблюдается увеличение количест­ва лизинговых сделок, в январе их число выросло на 45% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом отмечается перераспределение спроса покупателей в сторону продукции отечественных производителей и вторичного рынка автомобилей.

Еще один устойчивый сегмент — лизинг сельхозтехники. На юге России, где традиционно силен удельный вес агробизнеса, спрос на сельхозтехнику остается стабильным. «Несмотря на очевидные негативные явления в экономике, мы не наблюдаем существенного спада активности на рынке агролизинга. Юг России был и остается драйвером сельскохозяйственной отрасли, активность проявляют как средние и небольшие хозяйства, так и крупные агрохолдинги. C ноября-декабря мы наблюдали всплеск спроса на лизинговые продукты в ЮФО на волне роста цен (зерновые и масличные культуры), связанный с опасениями насчет дальнейшей девальвации»,— комментирует Евгений Асташкин, коммерческий директор AGCO Finance в России. Эксперт отмечает, что кризис в определенной степени, так же, как и в автолизинге, стал стимулом для ряда сельхозпроизводителей к заключению договоров лизинга. «Еще одной тенденцией является появление целого сегмента клиентов, которые планировали приобретать технику за счет собственных средств, но в условиях ограниченности оборотного капитала предпочли обратиться за помощью к лизинговой компании»,— считает он.

Влияние кризиса

По примеру банков, лизинговые компании ужесточают требования к клиентам. «Повысившиеся за последний год риски заставили лизинговые компании во многом пересмотреть свою политику в отношении оценки клиентов,— комментирует генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов.— Многие лизингодатели скорректировали финансовые условия предложений, а условия погашения ежемесячных платежей стали менее вариативными». «Лизинговые компании стали уделять больше внимания таким факторам, как общая кредитная история потенциального лизингополучателя, его поведение в кризис 2008–2009 годов, диверсифицированность клиентской базы, качество текущей дебиторской задолженности его покупателей, сроки погашения привлеченных банковских кредитов, а также общие макроэкономические перспективы сегмента, в котором клиент осуществляет свою деятельность»,— уточняет Дмитрий Шабалин, генеральный директор ЗАО «Интеза Лизинг».

Эксперты сходятся во мнении, что в сложившейся ситуации на рынке наблюдается дефицит качественных заемщиков. Однако у компаний с прозрачным бизнесом, положительной кредитной историей и стажем на рынке не менее года шанс заключить лизинговый договор по-прежнему довольно высок, подчеркивает Ольга Старкова.

По словам Галины Майер, учитывая сложности с курсами валют, лизингодатели ограничивают заключение валютных договоров. В этом их позиция зачастую совпадает с позицией лизингополучателей. «Проводя собственный анализ рынка, мы наблюдаем тенденцию к увеличению количества запросов на отечественную технику. В первую очередь это связано с заметным подорожанием импортной техники и техники, которая собирается в России из преимущественно импортных комплектующих»,— комментирует Евгений Асташкин. Ольга Старкова подтверждает, что из-за влияния санкций и изменения курсов основных валют по отношению к рублю в текущем году сохраняется тенденция к уменьшению числа сделок по приобретению импортного оборудования. «Спрос предпринимателей смещается в сторону отечественной продукции и б/у предметов лизинга. Из-за общего падения продаж транспортных средств и спецтехники увеличивается доля взятого в лизинг оборудования. Такая тенденция наблюдается в основном в тех отраслях, которые выигрывают от снижения объемов импорта в Россию»,— комментирует Дмитрий Шабалин.

Надежды и опасения

По словам Алексея Смирнова, сейчас лизинговый рынок постепенно оправляется после событий конца 2014 года, но говорить о полном восстановлении еще очень рано.

На юге России лизингодатели связывают свои надежды на постепенное восстановление рынка с реализацией крупных государственных проектов. Во-первых, это подготовка к Мировому чемпионату по футболу и связанное с ней активное строительство. Ожидается некоторый рост продаж дорожно-строительных машин и оборудования. Во-вторых, строительство объектов инфраструктуры Крыма также может позитивно повлиять на рынок лизинга.

Определенную роль сыграет курс государства на модернизацию и импортозамещение.

«Несмотря на то, что большинство предпринимателей сейчас воздерживается от расширения производственных мощностей, необходимость приобретать основные средства для замены и модернизации остается. По­этому лизинговые компании продолжают заключать новые сделки»,— комментирует Дмитрий Шабалин. Кроме того, затянувшаяся политика санкций со стороны западных партнеров, которые являются основными экспортерами оборудования и техники, и напряженные с ними отношения будут стимулировать развитие отечественного производства оборудования. Это хороший шанс для лизинговых компаний принять участие в создании импортозамещающих мощностей, уверены эксперты. Определенную роль в стабилизации рынка лизинга может сыграть и господдержка.

«На данный момент основной мерой поддержки, которая повлияла на деятельность наших клиентов, является решение правительства о субсидировании ставки по краткосрочным кредитам для аграриев в размере 14,6%. Это решение было принято своевременно, в начале февраля, и позволило фермерам реализовать свои планы по проведению весенне-полевых работ: закупить необходимые семена, удобрения и ГСМ»,— поясняет Евгений Асташкин.

Еще одной тенденцией наступившего года может стать сокращение числа игроков рынка. «Есть большая вероятность того, что некоторые лизингодатели вынуждены будут уйти с рынка,— это закономерность прохождения кризисных периодов любой отраслью, и лизинг тут не исключение. Причины ухода могут быть различными: сложности с выполнением взятых на себя кредитных обязательств, поражение в ценовой и продуктовой конкуренции, критический уровень просроченной задолженности в лизинговом портфеле и другие»,— прогнозирует Алексей Смирнов. Это приведет к еще большей концентрации бизнеса в руках крупных игроков.

Иван ДЕМИДОВ

«Рынок медленно выходит из стагнации»

Дмитрий Мажуго, региональный менеджер лизинговой компании «Пруссия» (Краснодар)

— Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке лизинга?

— Рынок лизинга — в неоднозначном состоянии. С одной стороны, ситуация на валютном рынке несколько стабилизировалась, да и необходимость обновления основных средств постоянно существует. Поэтому период стагнации мы пережили, количест­во обращений в лизинговые компании растет. С другой стороны, многие клиенты опасаются новых колебаний курсов валют, поэтому пока откладывают решение о заключении лизинговых контрактов.

Однако общее ухудшение ситуации в экономике привело к ужесточению требований к потенциальным лизингополучателям. Это продиктовано резким переходом целых отраслей предпринимательства в зону риска. Разумеется, есть общие показатели, которые могут быть предпочтительными и устроят практически любую лизинговую компанию. К ним относятся выручка компании, наличие ликвидных основных средств на балансе, возраст компании, возраст предмета лизинга и т. п. Компаниям, давно работающим на рынке, имеющим основные средства и хороший оборот, как правило, не составляет труда получить финансирование. Однако не стоит забывать и про предмет лизинга — в зависимости от его стоимости и ликвидности требования к организации могут различаться.

Несмотря на напряженную ситуацию в экономике, ожидается достаточное количество новых сделок. Многие российские предприниматели не в первый раз сталкиваются с подобными проблемами и знают, как сохранить свой бизнес в быстро меняющейся экономической ситуации.

— Можно ли выделить какие-то сегменты, которые являются лидерами на рынке лизинга?

— Если говорить о предмете розничного лизинга, то, пожалуй, явного лидера здесь нет. Транспорт и спецтехника, в зависимости от сезона, держатся на равном уровне. Оборудование же, как и предметы, бывшие в употреблении, имеет меньший объем обращений из-за ограниченного предложения лизинговых компаний в отношении этих предметов, в первую очередь по причине их низкой ликвидности.

— Насколько популярен сегодня оперативный лизинг?

— В российском понимании оперативный лизинг (при оперативном лизинге оборудование не полностью амортизируется за время аренды и может вторично стать предметом лизинга.— „Ъ") не так интересен, как финансовая аренда. Большинст­во организаций рассматривают лизинг как своеобразную форму рассрочки или кредита и стремятся выкупить предмет лизинга по окончании договора.

Исходя из этого, можно сказать, что оперативный лизинг практически не развивается. Для развития такой формы лизинга необходима стабильность на внутреннем рынке. 2015 год станет для рынка лизинга непростым, но для абсолютно негативных прогнозов оснований нет. Учитывая последние тенденции в экономике, в третьем и четвертом кварталах можно ожидать роста. При этом для крупных лизинговых компаний, которые давно присутствуют на рынке и имеют возможность оставить требования к клиентам на докризисном уровне, не ужесточая условия лизинговых услуг, год может стать даже успешным.

Беседовал Иван ДЕМИДОВ

«Поддержка государства поможет сбалансировать рынок лизинга»

Татьяна Антипова, руководитель Департамента развития корпоративного бизнеса и стратегического управления ОАО «Росагролизинг»

Какова специфика россий­ского рынка лизинга?

— Сегодня следует обратить внимание на высокую импортозависимость российского лизингового рынка. Причем в нынешних условиях это серьезная проблема, в том числе и с точки зрения возможностей расширения программ импортозамещения, поскольку на протяжении последних 20 лет российские компании-лизингополучатели активно предпочитали продукцию именно импортного производства. В сегментах строительной и дорожно-строительной техники, легковых автомобилей, оборудования для пищевой промышленности, телекоммуникационного оборудования доля импортной продукции в структуре нового бизнеса российских лизинговых портфелей по итогам 2014 года составила свыше 70%; в сегментах грузового автотранспорта, машиностроительного, металлообрабатывающего и металлургического оборудования, авиационного транспорта доля импортной продукции — 60–65%.

— Как сегодня развивается сегмент агролизинга?

— На рынке агролизинга фиксируется относительно низкая импортозависимость (до 30%). Несмотря на сложную экономическую ситуацию и высокий уровень неопределенности дальнейшего развития событий, российские компании демонстрируют высокую потребность в обновлении основных фондов. Учитывая нацеленность нынешнего политического курса на поддержку системно значимых отраслей экономики, можно ожидать повышения востребованности лизинговых инструментов в некоторых отраслях реального сектора. Соответственно, логично ожидать повышенного внимания государства к этим отраслям.

Так, по заявлениям многих участников рынка сельскохозяйственного производства, а также представителей власти различного уровня, именно федеральный лизинг — единст­венная доступная сельхозтоваропроизводителям возможность сформировать и обновить производственные фонды, без которой можно смело ставить под вопрос техническую модернизацию АПК и интенсивное развитие сельхозпроизводства.

В настоящий момент в сегменте лизинга сельскохозяйственной техники спросом пользуется техника для весенних полевых работ: тракторы различных классов мощности, почвообрабатывающая и посевная техника. На условиях федерального лизинга поставляется техника только российского производства (в случае отсутствия российских аналогов возможна поставка импортной техники).

— Каковы перспективы агролизинга до конца текущего года?

— Рынок лизинга — часть финансового рынка, поэтому пути выхода из кризиса и способы преодоления его последствий будут определяться эффективностью мер финансово-экономической политики на общегосударственном уровне.

По поступившей в наш адрес информации, потребность регионов РФ в поставках сельхозтехники на 2015 год составляет более 7,5 тыс. единиц (в 2014 году — 4 тыс. единиц). Таким образом, можно сделать вывод о прогнозируемом росте спроса на сельхозтехнику на условиях федерального лизинга, в частности на более производительную технику: энергонасыщенные тракторы и комбайны, посевные комплексы российского производства.

Беседовал Иван ДЕМИДОВ

Вопрос цены

В 2014 году по большинству сегментов рынка лизинга в целом было заметно замедление, вызванное объективными экономическими причинами. Основные потребители на этом рынке — промышленные предприятия — снижают объемы производства и терпят убытки из-за низкого спроса на продукцию. Маловероятно, что этот тренд изменится в ближайшие несколько кварталов. МСБ растет опережающими темпами, но пока не может существенно по­влиять на общую динамику рынка.

В 2015 году, по нашим оценкам, следует ожидать сравнительно высоких темпов роста в сегменте агролизинга, где ключевым фактором роста будет продуктовое эмбарго, которое в свою очередь вызвало повышенный спрос на отечественную сельхозпродукцию и, соответственно, приход в этот сектор новых инвестиций. Вместе с тем отметим, что замедление темпов роста российской экономики говорит о сравнительно высоких рисках даже для рынка лизинга — все-таки по итогам года ВВП страны, скорее всего, упадет на 3–4%. Также возможным негативом для рынка агролизинга может стать отмена продуктового эмбарго правительством страны. Конечно, вероятность такого развития событий в свете последних комментариев чиновников на эту тему довольно низка, но все же инвесторы не могут ее не учитывать, особенно зная, как быстро в нашей стране могут меняться глобальные условия игры на каком-либо рынке (последний яркий пример — ситуация вокруг накопительной части пенсии, «заморозка» части поступлений и требование акционирования НПФ).

Стоит отметить, что лизинг — более доступный для клиента продукт, чем кредит (требуется меньше документов, короче срок рассмотрения заявки и т. д.), но при этом он оказывается несколько дороже (имеются в виду сопоставимые процентные ставки). С другой стороны, лизинг предпочтительнее, так как на балансе компании будет отражаться только задолженность по текущим платежам, а не по всему телу долга, что улучшает кредитный профиль. В целом полагаем, что это направление кредитных услуг продолжит активно развиваться, в частности в сфере сельского хозяйства, где часто нет других способов обновления основных средств из-за низкой рентабельности и необходимости огромных разовых затрат со стороны собственника или инвестора. Лизинг в такой ситуации становится оптимальным решением.

Антон СОРОКО, аналитик инвестиционного холдинга «Финам»