Страховщики хотят свое бюро страховых историй по аналогии с кредитными бюро. Если все пойдет, как задумано, они это сделают сразу лучше и хуже, чем коллеги из банковской сферы.

По сведениям некоторых СМИ, к закону «Об организации страхового дела» готовятся поправки. Эти поправки подразумевают создание на базе Российского союза автостраховщиков единой базы данных страхователей на манер банковских бюро кредитных историй. Цель — достичь такого же успеха, какой в свое время обеспечили банкам бюро: максимально снизить потери сектора от действий мошенников. Предполагается, что и работать эта база будет примерно так же. Порядок создания, наполнения и эксплуатации данной базы установит ЦБ, а страховщики будут в обязательном порядке передавать в нее данные. Пока только по автостраховкам, но в перспективе также по договорам страхования жизни и здоровья, медицинским и другим страховкам.

Плюс идеи в том, что страховщики смогут точнее оценивать клиентов. И перестанут выплескивать воду вместе с младенцами по тому же ОСАГО. Со временем отпадет надобность в игре про «нет полисов» или заградительно высоких тарифах на вообще-то обязательные программы. Подозрительному или имевшему опыт привлечения «автоюристов» (кавычки использованы намеренно) страхователю тарифы соответствующие, нормальному — нормальные.

Минус идеи — в популярной в последнее время «единости». Когда что-то единое, всегда есть шанс на то, что это а) не будет работать вообще или не будет работать, как надо, развиваться, предлагать новые продукты для оценки риска страховщиков; б) будет стоить запредельно дорого (сейчас речь идет о 500 рублях за отчет); в) подпадет под чье-нибудь заинтересованное влияние.

Хотя эта же «единость» может обеспечить полноту информации в одном источнике. Чем пока не может похвастаться рынок кредитной информации. Там, чтобы получить приблизительно точный портрет заемщика, могут понадобиться и два, и три, и — гораздо реже — четыре отчета из четырех разных бюро. Но, как показывает практика, и это вполне преодолимо.

К слову, страховщики активно используют кредитную историю при оценке своих рисков. Особенно это касается дорогостоящих полисов каско. Когда счет идет на десятки и сотни тысяч рублей, выполнить запрос за 450—1 000 рублей и проследить платежную дисциплину страхователя, выявить возможный «интерес» клиента к деньгам страховой для решения более серьезных финансовых задач как минимум нелишне. Плюс специалисты усматривают прямую корреляцию «надежный, аккуратный плательщик — осторожный водитель».

Возможно, как раз на существующей и отлаженной инфраструктуре бюро кредитных историй страховщикам и следовало бы если не реализовать, то опробовать свою идею. У кредитной истории, как носителя информации по ОСАГО и каско, был бы ряд преимуществ перед отчетом из новой структуры. Он априори более информативен. Или вы получаете только сведения о страховых случаях, авариях и прочем таком, или в довесок у вас есть подтвержденные контактные и паспортные данные клиента. Вы можете оценить заинтересованность клиента в деньгах, получить доступ к информации о долговой нагрузке и вероятной потребности в дополнительных средствах. Плюс запрос был бы дешевле. Информация о страховках может быть использована в кредитном андеррайтинге. Как дополнительная метрика: ага, страхует жизнь, долго, дорого — вероятно, может характеризоваться с положительной стороны. И бюро «заплатили» бы страховщикам ценой на свои отчеты.

И нам, «физикам», было бы лучше. Все в одном документе. Все равно идем к китайскому индексу социального рейтинга. С его «полезностью для общества». Так хотя бы смотреть в один документ, к страховщику ты идешь, в банк или устраиваешься — мало ли — на государственную службу.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции