Новогодние праздники становятся все короче — в этом году всего восемь дней, не считая и без того выходных 30 и 31 декабря, — но не менее интенсивными для россиян с точки зрения трат и кредитов.

Отовариться новой кредиткой или кредитом наличными, чтобы потратить все на подарки и новогодний стол, до сих пор кажется удачной идеей среднему экономически активному гражданину. Общественное мнение этому благоволит. ВЦИОМ измерил: около 35% считают, что сейчас самое время для совершения крупных покупок. 18% активно «за» долгосрочные кредитные обязательства. Берут в среднем чуть больше 100 тыс., рассчитаться планируют за два года (это уже исследование «Русского Стандарта»). И берут чаще мужчины, чем женщины. Это подтверждается и основными целями кредитования. На ремонт, отдых, бытовую технику, ювелирные украшения и шубы. Станет среднестатистический мужчина себе шубу покупать, если только он не сутенер или егерь? Вряд ли. Все на подарки милым, близким, дорогим. Которые как раз, наверное, на отдых и занимают. Согласно распределению труда. Кроме того, получение в дар шубы — тоже процедура не из легких, требует длительной рекреации.

Потребительский спрос подогревают и продавцы. Новый год — не «черная пятница», это да. Но «специальных предложений» в магазинах хватает. Хотя формирование спроса все же за потребителями.

Чтобы «два раза не вставать», в ход идут кредитные карты. И те, что уже были (Национальное бюро кредитных историй пишет, что неиспользованных кредиток осталось всего 27%), и новые. По информации того же НБКИ, за десять месяцев 2017 года число новых выданных кредитных карт достигло 5,03 млн единиц, что вполовину больше, чем за такой же период 2016-го. «На фоне стабилизации ситуации в экономике», — комментирует Александр Викулин.

Стабилизация эта весьма условная, кстати. Росстат утверждает, что доходы населения за январь — сентябрь 2017 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года (за вычетом инфляции) снизились на 1,2%. Тем не менее.

«Мы наблюдаем повышение спроса на кредитные карты, который практически удвоился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года», — сообщил один из руководителей как раз «карточного» банка «Русский Стандарт». А каждая новая карта — это:

  • плюс к кредитной нагрузке и запись в кредитной истории;
  • в среднем до 600 тыс. рублей долга;
  • под 25—30% годовых;
  • с обязательным ежегодным платежом 500—2 000 рублей;
  • с ежемесячным платежом 5—10% от потраченной суммы;
  • со штрафными санкциями 0,1—1,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки;
  • 2—7% комиссии за снятие наличных (все еще популярное у российских заемщиков).
  • Кроме того что это удобно, есть грейс-период, страховка и Priority Pass, в зависимости от категории карты и заинтересованности банка в каждом конкретном клиенте.

    Эти обстоятельства также нужно учитывать в преддверии любых праздников. В конце концов, Новый год — это в первую очередь особенное настроение. Качество праздника измеряется глубиной положительных эмоций, а не длиной ворса пресловутой кредитной шубы. В некоторых ситуациях лучше придерживаться сберегательной тактики и ограничиться шубой селедочной, чем поддаться ажиотажу и два года рассчитываться по дорогому и не очень-то нужному кредиту.

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции