Постоянно имея возможность наблюдать за тем, с какой скоростью во всем мире и в России в частности распространяется диджитализация, все чаще ловлю себя на том, что ее не догоняю.
Нет, не то чтобы уже выдохся и вытираю капли пота вперемешку со слезами, видя, как стремительная «цифра» скрылась за поворотом. Нет у меня злости на ушедших вперед и нет желания их настигнуть. Я не участвую в этом забеге и просто иду параллельным, случайно совпавшим курсом. Однако обиды у меня нет, а проблема есть. И вот в чем она заключается.
Банковская отрасль в России — одна из самых молодых. В СССР банкиров не было, а были одни бухгалтеры. Поэтому начинали строить с нуля и брали при этом, разумеется, самые новые и продвинутые технологии. Еще в 90-х годах без всякой иронии утверждалось, что российские банки — самые технологически подкованные. Потому что все оборудование у них новое и современное. И не было у них проблемы менять устаревшее «железо» на новое с последующей утилизацией первого. Технологические платформы тоже были новые, а также операционные системы и системы безопасности.
Цифровизация — и как термин, и как явление — появилась, разумеется, позже, но, поскольку отрасль изначально была молодой и стремительной, не закосневшей в своих традициях (пример Сбербанка здесь уже не является показательным, даже наоборот), процесс пошел без сучка и задоринки. Все банки выстроили онлайн-банкинг, все сокращают часы очного общения с клиентами (лучше бы их совсем не видеть), экономят на персонале и офисных метрах и принимают для оплаты только карты.
Это хорошо и правильно, я считаю. Я согласен с Германом Грефом в том, что будущее за диджитализацией. Куда же без нее. Но! Очень похоже на то, что в нашем светлом будущем ничего, кроме этой самой «цифры», похоже, не будет. И с этим я согласиться никак не могу. Это как при советской власти существовала такая формула порицания для нежелательных элементов: «Мы их с собой в коммунизм не возьмем».
Так же и сейчас выясняется, что цифровой банкинг никаких офлайн-конкурентов с собой в будущее брать не собирается. А зачем? Все равно старое неизбежно отомрет, зачем полуживые трупы в коммунизме? Типичный юношеский нигилизм. Все будут расплачиваться только имплантированными чипами или никак не будут. Или ты кредитную заявку отправляешь онлайн, или лишен доступа к заемным средствам, если у тебя нет компьютера и смартфона.
Здесь, кстати, я расхожусь в оценках с Андреем Костиным, который где-то в окрестностях ПМЭФ признался, что ненавидит новые технологии. Я не ненавижу новые технологии. Я печалюсь, что привычное слишком быстро выходит из употребления.
Кстати, дополнительное преимущество диджитализации — способность за ее счет быстро сделать непопулярными те продукты, которые невыгодны банку. Когда-то один банк мне выдал кредит с дифференцированными платежами — тогда это еще было можно. Сейчас этого продукта в линейке нет. Не знаю, поэтому ли, но, когда банк начал переводить платежи по кредитам в онлайн, мне сказали, что я этого сделать не могу, потому что платформа этого не предусматривает. В общем, я до сих пор хожу ногами до отделения и плачу в кассу, так как банк решил, что старые продукты цифровизации не подлежат. Мой кредит в коммунизм не взяли, и меня вместе с ним. Хорошо еще, деньги брать не отказываются.
Конечно, скорее всего, проблема шире и глубже. В России вообще мало свободных ресурсов, площадей и времени, поэтому, выбирая новое, у нас одновременно все старое отправляют на свалку истории. Революционная традиция такая. У нас нет в домохозяйствах больших гаражей и подвалов, чтобы хранить в них не желающую ломаться бабушкину швейную машинку, папин «катушечник» и дедушкину берданку. Рухляди место не дома, а на помойке — это вполне устоявшаяся добродетель, по-другому уже мало кто мыслит.
Поэтому для старого банкинга, когда тебе все объясняет не робот по Интернету, а консультант в отделении, места в будущем тоже не останется довольно скоро. Говорят, в некоторых западных банках цифровизацию проводят так, что традиционные продукты и каналы коммуникаций с клиентами сохраняются. Это, наверное, там, где председатели правления с детства жили не в панельных многоэтажках, а в почтенных домах с подвалом.
Последним бастионом традиционного банкинга остаются только наличные. Сколько им осталось — большой вопрос. В принципе, то, что потребители уже активно возмущаются, когда не могут расплатиться картой в ресторанах (например, на Патриарших), — это тоже признак скорого неизбежного. Но в силу вышеизложенного поддержать клиентов в их неудовольствии не хочу, даже если есть подозрение, что администрация нарушает 115-ФЗ. Буду платить так.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Честно говоря, нарушает ли администрация 115-ФЗ, мне тоже глубоко наплевать, но отказ приема карты мне не нравится, потому что я теряю свой законный кешбек 5%. Т.е. фактически администрация ресторана решает свои проблемы за мой счет.
В моем примере, тоже можно, казалось бы, найти подтверждение изложенным в статье идеям - банк стимулировал меня перейти на новые технологии (использовать карту) и "принудил" старое (наличные) отправить на свалку истории.
Но в данном случае - это мой выбор - возможность использования наличных (во всяком случае, на момент выбора) у меня никто не отнимал. Причем выбор сделан не только за счет чисто экономических соображений, но из-за безопасности, удобства хранения, ношения, оплаты и т.д.
По моему мнению, в статье перепутана причинно-следственная связь. Т.е. утверждается, что банки "навязывают" использование новых технологий и отказываются от старых в ущерб клиентам.
А по моему наоборот - активный выбор людей в использовании новых технологий (как в моем примере), вынуждает банки идти по пути экономии средств и отказа от поддержки старых. Т.е. это именно люди и их выбор, их мнение (а не банков), что "Рухляди место не дома, а на помойке — это вполне устоявшаяся добродетель, по-другому уже мало кто мыслит", вынуждает банки к отказу от поддержки старых технологий с целью экономии средств.
Другое дело, что следствием этого, действительно, является "выдавливание" оставшихся "консерваторов" - либо переходи на новое или перестань быть клиентом. Но банки - коммерческая организация, целью которой является получение прибыли, и если отказ от 10 клиентов принесет прибыль, значит так тому и быть - чисто бизнес.
Но в этом же суть демократии - если меньшинству не нравятся новые технологии, то они могут объединиться и создать свой банк, с той системой обслуживания, которая им нравится. Правда придется и содержать его за свой счет, т.к. по другому он не выживет.
А вы ответьте для себя: будете ли вы таким ярым сторонником "удобства, безопасности" и прочая карт если не вам, а вы будете платить банку 5% за то, что расплачиваетесь картой? Такой антикэшбэк. Не будете. Благородное обоснование придумаете сами.
И второе: никаких своих проблем администрация за ваш счет не решает - это вы ей геморра своими картами подбрасываете. А жадные дети все носятся со своим нищебродским кэшбеком и вылавливают копейки. Но скоро он закончится. Уже заканчивается.
Подпишусь. Карта, конечно, не чип, но... совсем не хочется за стеклянные бусы ставить себе на руку концлагерный номер. Вспоминается старый анекдот: "Всё во имя человека, всё для блага человека" - вот бы узнать, кто этот человек". И- вот бы узнать, о чьей безопасности и чьём удобстве распинаются сторонники поголовной оцифровки?
Совершенно непонятно, к чему это? Я как раз и писал, что картой пользуюсь именно потому, что карта, кроме всего прочего, это возможность заработать. Очевидно, что если карта будет иметь отрицательную доходность, то я как и все остальные вернутся к налу и карта перестанет быть для банков выгодным инструментом и банки или откажутся от нее (что невероятно) или изменят условия в более привлекательную сторону (что более вероятно), что сейчас, собственно и происходит - каждый банк предлагает к карте кучу фишек, и я при оплате той или иной услуги выбираю наиболее выгодную карту из 5-ти имеющихся.
Администрация кафе или другой торговой точки сама вывешивает при входе информацию, что принимает карту, я лично ее не заставлял это делать. Таким образом, если карта для администрации "геморой", то пусть и не позиционирует себя как точка, которая принимает карты. Но прием денег по карте обеспечивает большее число возможных клиентов, значит администрация сознательно идет на этот "геморой", понимаю свою выгоду. А вот отказ от приема карты - это обман и введение потребителя в заблуждение.
Посмотрите здесь - все написано очень доступно, даже для современных "луддитов":
http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10477753
А у меня только начинается - по некоторым картам и услугам получаю 10-20% кешбека.
Если вы такой щедрый, то флаг вам в руки, но я личго не готов терять свои кровно заработанные деньги, потакая действиям администрации, нарушающим мои права.
Такая позиция теперь называется не жадный, а умный, очень рачительный, современный, интеллигентный, высокообразованный человек. Просто душка...