Подробно о тестировании маркетплейса ЦБ и дальнейших этапах его развития Роман Халанский, а также Елена Чайковская (советник первого заместителя председателя Банка России) и банки, участвующие в рабочей группе маркетплейса («Ак Барс», «Зенит», Совкомбанк), расскажут 27 июня на форуме FinWin 2018.

Итак, давайте по порядку. Проект «Маркетплейс» позволит всем гражданам России пользоваться банковскими продуктами дистанционно: открывать вклады, получать кредиты, покупать ценные бумаги, страховые продукты, например ОСАГО или каско. Проще говоря, проект «Маркетплейс» позволит жителям Хабаровска открывать вклады в московских банках, и наоборот, а люди, проживающие в отдаленных уголках страны, смогут взять кредит не только в одном-двух госбанках, представленных в радиусе 200 километров.

Очевидно, что сейчас потребители финансовых услуг в нашей стране такой возможности лишены. Нужна идентификация человека в офисе банка или любого другого финансового института, удаленная идентификация должна заработать с 1 июля, когда будет дан старт Единой биометрической системе (в систему можно будет направлять изображения лиц и слепки голосов. Вместе с информацией, хранящейся на сайте госуслуг, эти сведения и позволят получать финансовые услуги дистанционно).

Банки.ру уже много лет работает как финансовый супермаркет, на сегодняшний день у нас на сайте клиенты оставляют более 100 тыс. заявок на различные финансовые продукты. Сервис, который позволит открывать вклады прямо на сайте Банки.ру, будет с радостью воспринят нашими клиентами. В настоящее время доезжают до банка порядка 75—80% клиентов, оставивших заявку на вклад на сайте Банки.ру, а мы хотим, чтобы с помощью сервиса «Маркетплейс» доля таких клиентов возросла до 100%.

Теперь об архитектуре проекта.

За короткое время — всего за два месяца — были интегрированы совершенно разные участники системы: Банки.ру, Московская биржа, НРД и банки-партнеры (Совкомбанк, «Ак Барс», «Центр-инвест», банк «Зенит»).

Узнайте, как будет происходить процесс интеграции финансовых компаний в маркетплейс ЦБ и чего ждать участникам рынка, из первых уст — от представителей ЦБ, Банки.ру, банка «Ак Барс», банка «Зенит» и Совкомбанка 27 июня на форуме FinWin 2018.

Все взаимодействие с клиентом-физлицом ведет Банки.ру. То есть мы занимаемся привлечением клиентов, отображением у себя на сайте информации о финансовых продуктах, а также транслируем выбор людей в экосистему «Маркетплейса». Будучи крупнейшим в России финансовым супермаркетом, не связанным ни с одной финансовой группой, мы очень хорошо понимаем, что нужно потребителю. В ежедневном режиме Банки.ру анализирует потребительские предпочтения, более 8 млн россиян ежемесячно выбирают с помощью нашего сервиса вклады, кредиты, акции, облигации, страховые полисы, мобильные тарифы из более чем 10 тыс. предложений. Мы знаем, что именно ищут наши клиенты и как удобнее представить информацию для сравнения различных финансовых услуг. Знаем, на что наши клиенты обращают особое внимание, а также какие продукты и сервисы пользуются наибольшим спросом. Знаем почему.

Бизнес-процесс проекта «Маркетплейс» выглядит следующим образом. Человеку необходимо зайти на сайт Банки.ру и пройти аутентификацию через «Госуслуги» (ввести логин и пароль от своего подтвержденного профиля на сайте «Госуслуги). Клиент выбирает финансовый продукт из каталогов. После этого информацию о предпочтении клиента Банки.ру передает Московской бирже.

Московская биржа является технологическим партнером проекта, отвечающим за связь между витриной (Банки.ру) и банками — участниками «Маркетплейса». Все участники проекта в конце апреля 2018 года успешно построили прототип для открытия вкладов в режиме онлайн. Суть прототипа: клиент заходит на Банки.ру, выбирает вклад, который можно открыть онлайн, далее выбирает счет в банке, с которого нужно списать деньги для открытия вклада, и подтверждает желание вводом СМС-кода. Не нужно идти в банк для подписания договора, не нужно идти в другой банк для осуществления банковского перевода. Все это будет сделано автоматически и сэкономит время клиента. По нашим оценкам, процедура открытия вклада будет занимать не более пары минут.

Банки-партнеры получают информацию от Московской биржи о клиенте и о его желании совершить ту или иную операцию. Если возвращаться к прототипу, то Московская биржа передает информацию в банк-донор: с какого счета, какую сумму и куда перевести, а в банк-получатель — какой вклад клиент выбрал, на какую сумму и т. д.

После того как участники трансакций совершат действия для открытия вклада, они передадут информацию в Национальный расчетный депозитарий. НРД подтверждает, что вклад открыт, передает информацию Московской бирже. Банки.ру от биржи получает информацию, что вклад подтвержден со стороны НРД, и транслирует финальный статус для клиента: «Открытие вклада подтверждено». На этом этапе процесс открытия вклада можно считать завершенным.

Этот сервис будет не только про вклады. Как я уже отмечал выше, с помощью «Маркетплейса» можно будет приобрести любые финансовые услуги. Поэтому я считаю, что наш проект даст серьезный импульс развитию финансовых услуг через повышение качества услуг и экономию времени.

Среди преимуществ для банков, страховых и инвестиционных компаний — выход на новые рынки, экономия на содержание филиальной сети и возможность быстрого масштабирования при качественном продукте. С учетом того, что архитектура решения прозрачна и понятна, у финансовых организаций появляется возможность быстрее расти. Выиграют в этой истории банки с хорошим уровнем IT, которые смогут оперативно и без ошибок провести интеграцию с Мосбиржей. Дальнейшие взаимодействия уже происходят между биржей и остальными участниками. На текущий момент это Банки.ру и Национальный расчетный депозитарий.

Ну и, кроме всего вышесказанного, появление этого проекта усилит конкуренцию между банками, что, по идее, должно привести к повышению качества предоставляемых услуг. Ведь у кредитных организаций не останется такого преимущества, как «шаговая» доступность до офиса.