Мой муж — банкоголик. У него два личных счета, один предпринимательский и еще один личный в другой стране. Кроме того, у нас две фирмы со счетами у каждой, которыми управляет он же, и еще один общий целевой счет. Сколько это? Семь. Ужас. И это не считая моего действующего и нескольких уже закрытых карточных. Кстати, каждый личный счет — не просто счет, а группа: пара карточных (на «Визу» и «Мастер»), рублевый текущий, пара валютных. То есть, если считать строго, счет счетов перевалил далеко за десяток, а то и за два. Это только то, о чем я знаю. При этом на мой вечный вопрос, есть ли у нас деньги, муж отвечает как истинный представитель своей нации — вопросом: «Где именно?». И да, стоит учесть еще и «виртуальные» счета в разных «вебманях» и «яндекс-деньгах» — их тоже не один и не два, но в это мне, блондинке, лучше вообще не соваться.

При всем вышеперечисленном я не могу сказать, что счетов слишком много. Такова современная жизнь: в каком-то банке дешевое обслуживание, где-то выгодный обменный курс, откуда-то проще производить платежи, а в каком-то случае просто положено иметь счет. Вроде бы все по делу. Но…

Счета — это номера телефонов, веб-адреса и логины с паролями интернет-банков, пластиковые карточки, ПИН-коды, карты с однократными паролями для операций, USB-брелок для генерации других однократных паролей, пароль для этого брелка, волшебные слова для авторизации в центре телефонного обслуживания. При звонке в один из банков мужа до сих пор в качестве «секретного слова» спрашивают номер этажа, где мы живем, хотя с тех пор мы поменяли уже три квартиры и страну и вспомнить, какое именно жилье имелось в виду при открытии счета, бывает очень непросто.

Я понимаю, что разнообразие данных, которые надо хранить, оберегать от потери, за актуальностью которых надо следить, стало платой за относительное удобство распоряжения деньгами, когда они есть. А еще бывает полезно обнаружить на одном из полузабытых счетов несколько тысяч — особенно когда до зарплаты далеко, а завтра должны привезти заказанные месяц назад подоконники. Но в то же время я понимаю, насколько это неудобно. Спасает только то, что муж — зануда и финансовый гений (по крайней мере, мы с собакой на это надеемся).

Шутки шутками, а проблема учета денег, когда их хотя бы чуть больше, чем надо на текущие расходы, стоит перед многими людьми. Для возникновения трудностей и неувязок достаточно жить активной трудовой жизнью. Тем, у кого одна работа с одной зарплатной карточкой, относительно просто. Но если ты фрилансер, которому платят самыми разнообразными способами и валютами, рано или поздно начинаешь задумываться о волшебном способе упростить себе жизнь.

Насколько я понимаю, разумного решения этой проблемы пока не придумано. Если кто-то из предпринимателей захочет создать единый центр управления всеми финансами семьи или человека с единым «входом», этот бизнес прогорит очень быстро. Мало кому понравится нести такой риск, ведь мошенник, получивший через клерка организации-посредника доступ к такому суперсчету, сможет нанести семье намного больший вред, чем тот, что украл пароль к одному счету из пары десятков. С другой стороны, стоит настоящему владельцу суперсчета что-то забыть или напутать с доступом, как он окажется в самом неприятном положении: деньги есть, а получить их невозможно, особенно если не получается немедленно прибыть в офис банка с паспортом и всеми необходимыми документами.

Можно зайти с другой стороны: свести все счета в один банк или в минимально необходимое количество банков. Это надежнее, чем доверить свои данные посреднику. Но в этом случае теряется преимущество разнообразия: либо вырастут расходы, либо исчезнет удобство. Да и устойчивость такой системы уменьшится: мало ли что случится с выбранным банком «в наше неспокойное время», а одним «Сбером» сыт не будешь, уж простите, Герман Оскарович.

Сейчас я не вижу варианта, который освободил бы моего мужа от необходимости вручную (то есть на компьютере) вести учет наших текущих операций, помнить хотя бы основные пароли и ПИНы и примерно представлять, где и сколько у нас лежит денег (точнее, где лежит хоть сколько-то). Но я оптимистка: нерешенная проблема — это вызов конкурентной среде. Чем больше будет активных пользователей разнообразных банковских услуг, тем серьезнее банкиры будут думать над решением наших проблем. И наверняка что-то придумают, они же умные.

По крайней мере, мы с собакой на это надеемся.