Одна пражская россиянка на местном интернет-форуме недавно выплеснула кучу негативных эмоций по поводу банка «ВТБ 24». Мол, получила в этом банке карточку, положила туда кучу денег под покупку квартиры в Праге, а снять их в Чехии не смогла. Банкоматы отказались выдавать наличные, а в банке по телефону девушке сказали буквально следующее: «К сожалению, мы не можем повлиять на ситуацию, потому как в Европе с Нового года банкоматы не читают чипы наших карт! Да, мы видим ваши попытки снять деньги… и ПИН вы набираете правильный. Но помочь ничем не можем».

Не знаю, что там насчет «с Нового года» и как именно в банке «видят» набираемый на клавиатуре чужого банкомата ПИН… Но лично для меня стало неприятной неожиданностью, что в Сети есть масса сообщений о том, что российские чиповые карты «читаются» в Европе с трудом и далеко не каждый раз. И это не ошибка конкретной владелицы карты, а действительно существующая проблема.

По этому поводу у меня, как обычно, есть подходящая история — про мужа. Когда-то он был настоящим фанатом техноновинок (тех самых, которые принято называть «гаджетами»). Однако в последнее время он все больше осторожничает: скупает уже далеко не весь ассортимент магазинов электроники и все чаще говорит о том, что не надо кидаться на не до конца отработанную технологию — мол, чем дальше, тем интереснее предложения производителей. «Вот купили бы мы нетбук сразу после того, как они появились, — и получили бы уродца на восемь дюймов со слабым процессором и батареей на пару часов, и мучились бы с ним до сих пор, — рассуждает он. — А теперь за те же деньги — и экран больше, и батарея держит, и мозги на зависть недавним «большим» компьютерам, и общая надежность на высоте. А вот если подождать еще полгода — будет еще лучше…»

Мораль сей басни очень проста. Даже не самые критичные в технологическом плане вещи, действительно, стоит покупать лишь после того, как закончатся первые «сырые» поставки и разработки. А уж в таких важных вопросах, как срочная транспортировка денег через границу, да еще и под столь серьезную цель, как покупка недвижимости, полагаться на «передовые» и не отработанные до идеала технологии и вовсе наивно. Сбойнуть может где угодно и как угодно. И тогда, действительно, никакие специалисты банка на расстоянии вам не помогут. Тяжко это, да и будем откровенны: банку нередко не сильно хочется тратить время и возиться с опрометчиво поступившим клиентом.

Конечно, формально чиповые карты — не новинка. Я такие видела еще в середине 90-х у небезызвестного Тверьуниверсалбанка. Но скажем честно: с тех пор особо широкого распространения они не получили. Более-менее массово смарт-карты стали выпускаться банками только в последние год-два (кроме Банка Москвы, но это другая история). К тому же, в отличие от простых, как бревно, «обычных» карт, чиповые могут отличаться по «устройству» друг от друга. Теоретически массовых сбоев быть не должно: вряд ли какой-то банк (тем более такой солидный, как ВТБ 24) будет рисковать кучей карточек. Но практически… Поищите в Сети упоминания о проблемах с «чипами» — вы удивитесь, насколько их много.

Так что, что бы ни говорили сторонники прогресса и современных технологий, старые добрые простые вещи намного более надежны. Тем более если речь идет о столь интимных и сложных вопросах, как финансовые операции. Поэтому если ваши задачи достаточно сложны и хочется, чтобы все прошло без сбоев, опасно полагаться исключительно на «умные» решения. Будьте проще. Я не говорю о том, чтобы везти деньги наличкой, но их, к примеру, можно было перечислить прямо на счет. Или по крайней мере стоит иметь в запасе «план «Б» на случай, если разрекламированная продавцом технология не сработает.

А той девушке с «умной» карточкой, кстати, пришлось выкручиваться весьма нетривиальным образом — получать деньги через Москву и ввозить их в Чехию как-то иначе. Ужас.