Читала масштабный труд Марины Чернышевой о том, как расстаться с банковской картой, и думала: «Что же это все мне неуловимо напоминает?» А потом дошло. Банки — это ж то же самое, что мужчины: никогда не понимают намеков. Мы, женщины, от этого часто страдаем, особенно в пору бурной молодости. Вроде все уже понятно, давно было пора сказать «пока». Но этот субъект все еще на что-то надеется, ходит вокруг тебя кругами, на «звоночки» внимания не обращает и думает, что все хорошо. Вот и получается: если хочешь, чтобы от тебя отстали раз и навсегда, — обязательно надо это объяснить. Подробно, громко, членораздельно и желательно раза три. Только тогда, может быть, поймет.

С финансовыми учреждениями та же история. Чтобы разорвать отношения с банком, на карточку которого, к примеру, мне три года назад перечисляли зарплату, сначала придется расторгнуть договор на обслуживание, потом — договор на допуслуги, потом — закрыть все счета (или в другом порядке) и наконец сдать то, что получила в свое время в залог долгих отношений (ту самую карточку). Только потом, может быть, если повезет, про тебя забудут. Да и то еще пару лет есть опасность, что припомнят какой-нибудь мифический долг. С процентами.

Наверное, это все оттого, что топ-менеджеры банков (как и их юристы) — почти сплошь мужчины. Вот и переносят свои привычки и модели поведения на отношения с клиентами. Как-то это не очень правильно, я считаю. Проще надо быть, легче и понятливее. Если не хочет с тобой клиент общаться — не навязывайся и не тряси с него копейку. В конечном счете тебе же от таких отношений будет хуже.

Мне кажется, что в договор на банковское обслуживание надо внести пункт, в котором клиент может выбрать способ окончания отношений с банком: явно конкретный (как сейчас) или «по умолчанию» (тонким намеком). Во втором случае договор должен прекратить действие, если клиент в течение заранее оговоренного времени не производит никаких активных операций со счетами — не переводит деньги, не снимает их и не кладет их на счет, не пользуется карточкой. В общем, если он полностью и окончательно забыл о существовании банка, с которым когда-то подписал договор.

Конечно, срок «игнорирования» должен быть достаточно длинным. Скажем, полгода или год. Кроме того, он не должен относиться к сберегательным депозитам и прочим срочным сделкам, а должен быть связан только с текущим обслуживанием. Придется, очевидно, предусмотреть систему возврата остатка денег на счете — либо в руки клиенту, когда он все-таки соизволит зайти, либо, например, почтовым переводом или платежом на заранее оговоренный счет в другом банке.

Напомню еще раз: выбор того или иного варианта прекращения отношений с банком должен быть добровольным и определяться клиентом в зависимости от того, как он ведет свои денежные дела. Ведь потребности у всех разные. Кому-то счет нужен именно для операций раз в год, и он готов отдать банку плату за годовое обслуживание ради всего одного перевода — и это право клиента. Но, уверена, многим клиентам будет намного проще закрыть счет пассивно (т.е. ничего не делая), чем собирать бумажки, ходить в отделение, в котором он был открыт, ждать, пока банк учтет все взаимные долги, и совершать еще множество действий.

В общем, господа банкиры, уважайте желание клиентов сказать «нет». Это, поверьте, очень полезно для будущих отношений — вне зависимости от того, с мужчиной вы имеете дело или с женщиной.