Вчера в одном неплохом, но вполне обычном мадридском ресторане подискутировали с женой на вечную тему «сколько чаевых оставлять официанту». Она говорила, что пара евро будет в самый раз, а я старался следовать совету путеводителя — исходить из 5—10% счета. В итоге мы пришли к компромиссному варианту, оставив 5 евро — больше двух монет, но меньше 10% счета. А сегодня я прочитал, как один знакомый возмутился у себя в блоге по поводу тарифов банка, требующего в качестве оплаты перевода денег на счет в другой банк 1,5% от суммы. И подумал, что ситуации чем-то удивительно похожи. Переводишь кому-то 20 тыс. рублей — три сотни подари банку. И не жужжи. Зато радуешься, что обслуживаешься в заслуженной сберкассе австрийских крестьян.

Для тех, кто редко переводит деньги, замечу, что во многих банках эта операция стоит 10—15 рублей. Независимо от размера платежа (хотя могут быть вполне разумные ограничения для очень больших сумм). Это логично: какая разница, сколько денег переводится? Ведь в наше время никто не таскает мешки с золотом между банками — все делается сугубо виртуально, изменением циферок в базах данных. Так почему изменение суммы на счете на 10 тыс. рублей должно отличаться по стоимости от изменения на 1 тыс. рублей? Мне приходит в голову только одно объяснение: «банки тоже кушать хочут». Именно «хочут», потому что грамотные банки так не поступают. А у неграмотных — мало того, что аппетит круче некуда, так еще и интернет-доступ к счетам на английском. Но это так, к слову.

Бороться с аппетитами официантов — дело безнадежное. Хотя, скажем, в Чехии верхняя планка чаевых все-таки обычно ограничена парой-тройкой евро (в кронах, конечно), больше дают только русские туристы. В Москве же, наоборот, в вопросе чаевых ’the sky is the limit’. Я однажды был свидетелем того, как хорошо покушавший товарищ оставил девочкам-официанткам несколько тысяч рублей и это не вызвало у них удивления — дело привычное.

Некоторые банки, похоже, в своей тарифной политике тоже ориентируются на широту русской души. Мол, никто и не заметит, что платеж за ту или иную операцию на порядок, а то и два превышает «нормальный» уровень. Или же они рассчитывают на особые отношения с представителями организаций, заключающими договоры на зарплатное обслуживание. Интересно, кстати, было бы посмотреть на рейтинг «самых зарплатных» банков и соответствие их тарифов хотя бы среднему уровню. Не удивлюсь, если результатами такого исследования заинтересуются ребята в ФАС. Они любят такие штуки.

Ну а пока никто не взялся за полномасштабное выведение банкиров на чистую воду, клиенты сами могут посодействовать улучшению ситуации. Если с зарплатными счетами и картами ничего не сделаешь, то при принятии решения об открытии личного счета и оформлении карточек в том или ином банке обратите внимание на то, как много операций стоят строго определенных денег, а не «2% от суммы платежа, но не менее 80 рублей». Чем больше определенности, тем честнее банк, а значит, ему и надо отдать предпочтение. Идеальный вариант, конечно, — четко заданная стоимость годового обслуживания и нулевые платежи за все традиционные операции. Но такого счастья не бывает.

В общем, как обычно, всё в наших — клиентских — руках. Вряд ли мы сможем кардинально изменить ситуацию, но по крайней мере будем уверены, что лишних денег с нас не берут. А это уже хорошо.