На мой взгляд, вопрос помощи автопроизводителям решался в недрах правительства и соответствующих служб очень и очень долго. После череды неудачных попыток поддержать остатки отечественного автопрома чиновникам пришлось наконец изучить западный опыт стимулирования продаж.

Еще в середине прошлого года были сделаны первые попытки решить проблему, но не самые лучшие условия первых программ сделали свое черное дело — льготное автокредитование заработало только в конце 2009 года, а из выделенных 2 млрд рублей была освоена лишь половина. А потом, в лучших традициях российской бюрократии, уже запущенная программа субсидирования ставок по кредитам на собранные в России автомобили остановилась в начале 2010 года на пять недель!

С 8 марта на бумаге запущена новая программа — по приему «автохлама» в обмен на дотацию в размере 50 тыс. рублей при покупке новой автомашины российской сборки.

В теории можно даже совместить две программы — сдать свою старую проржавевшую «шестерку», получить дотацию и взять автокредит, по которому две трети ставки будет субсидировать государство. Основные ограничения — первоначальный взнос не менее 15% нужно внести «живыми» деньгами, и стоимость автомобиля не должна превышать 600 тыс. рублей.

Казалось бы, в выигрыше окажутся все участники. Ведь государство надеется, что в столичных приемных больше не будут ночевать руководители российских автозаводов и проблема безработицы в моногородах станет менее острой. Заводы наконец смогут восстановить упавший вдвое спрос на свою продукцию и запустить производство. Покупатели — обновить домашний автопарк на более реальных условиях, чем те грабительские, что были в разгар кризиса. Продавцы автомашин — увеличить выручку и начать погашать в срок взятые банковские кредиты.

Банки получают хороший шанс запустить «вставшее» из-за высоких рисков и запретительных ставок автокредитование, привлечь новых клиентов и, возможно, потеснить на рынке потребкредитования менее расторопных конкурентов. Тем более что от кризисных кошмаров финансисты уже начинают понемногу переходить к нормальному режиму работы. Недаром о своем участии в программах заявили более 100 банков — практически все активные участники рынка автокредитования.

Кроме того, даже если конкретному потенциальному заемщику по тем или иным причинам откажут в выдаче кредита, все равно шумиха в средствах массовой информации обеспечит приток в офисы банка новых клиентов, которых стало весьма непросто заманить обычной, давно всем надоевшей рекламой. А уж в случае выдачи автокредита есть еще шанс неплохо подзаработать на страховке. Конечно, не банку, но ведь обычно клиенту не разрешают выбрать страховую компанию по собственному усмотрению, что прозрачно намекает на некоторую материальную заинтересованность банка.

Что же мешает всей этой благостной картине воплотиться в жизнь? Как всегда — нерасторопность российской бюрократии.

Ведь совсем не трудно было подготовить заранее постановление на полстранички — и льготное автокредитование не пробуксовывало бы более месяца. Да и на подготовку программы по приему «автохлама» времени было более чем достаточно. Но нет. Например, жителям Волгограда теперь придется отправлять свои старые машины на утилизацию в соседние области на расстояние до 600 км из-за того, что местные автодилеры до сих пор не заключили договоры с центрами утилизации. Да и в автосалонах продавцы часто не могут доходчиво рассказать обо всех условиях льготных программ.

Как у нас часто случается, даже самые полезные идеи не «срабатывают» из-за торможения со стороны чиновников. Вот бы сдать таких «работников» на какую-нибудь утилизацию, а взамен купить новых, более современных!