С некоторых пор я стал большим поклонником безжизненных и бесчувственных железных ящиков под названием «банкомат». Еще бы — работает эта машина, в отличие от сотрудников отделений банков, круглосуточно, без отпусков и выходных дней (если не сломалась). На обед не уходит, клиентам не грубит и никогда не покидает свое рабочее место. Могу себе только представить, как замечательно будет, когда наконец войдут в наш обиход обещанные Германом Грефом автоматизированные банковские офисы!

А с возникновением известных проблем с платежными терминалами я решил, что привлекательность умных банкоматов должна резко повыситься в глазах счастливых обладателей пластиковых банковских карт. В смысле, у тех, что до этого предпочитали пользоваться банкоматами только как кеш-машинами.

Однако при личных наблюдениях я этого почему-то не заметил: очереди у банкоматов практически не возросли, а большинство россиян, как и раньше, предпочитает оплачивать разные услуги с помощью платежных терминалов.

Но ведь хозяева терминалов, существенно повысив плату за услуги, вполне прозрачно намекают нам, что неплохо бы поискать иной способ оплаты сотовой связи и прочих подобных услуг. Ведь если раньше нам хотя бы заранее сообщали о размере комиссии, то теперь часто можно увидеть сообщение «Комиссия зависит от суммы платежа». Получается, что пока эту самую сумму не внесешь, о размерах комиссии можно только догадываться.

Впрочем, доходящие до 10% комиссии свидетельствуют, что на плечи клиентов платежных терминалов переложены все затраты по переоснащению адских машин. Причем в них включены не только материальные потери владельцев от установки фискальных регистраторов, но и моральный ущерб, нанесенный нежной психике этих представителей «малого бизнеса».

Однако большинство операций с банкоматами приходится по-прежнему на неприлично простой процесс снятия с карты наличных денег. Возможно, дело просто в привычном желании «подержать в руках» в день зарплаты пачку банкнот?

Понятно, что в приватной беседе убедить руководство предприятий — клиентов банка в преимуществах зарплатных схем проще, чем провести ликбез для сотрудников этих организаций. Рассказать, например, о тех платежах, которые можно проводить с помощью банкоматов, о небольших размерах комиссионных (или — вообще об их отсутствии), выдать понятные схемки с расположением бронированных ящиков в городе. А возможно, даже лично продемонстрировать, что может сделать обычный человек при небольшой сноровке с помощью волшебной железной машины. Ведь банку крайне выгодно, чтобы человек как можно дольше не снимал с пластиковой карты свою зарплату, а рассчитывался ею в разных магазинах да проводил побольше операций в банкомате.

Судя по пока плачевным результатам, такая работа в банках налажена откровенно плохо. Возможно, лично заинтересовав руководителей предприятий в «зарплатных» схемах, банковские специалисты считают, что их миссия по привлечению дешевых пассивов выполнена, а что именно будут делать с денежными средствами на своих зарплатных картах сотрудники предприятий — дело десятое?

Но ведь ясно, что далеко не каждый человек готов часами изучать сайты банков и меню банкоматов, разбираясь в услугах, тарифах и комиссиях. Особенно, если этот человек — среднего или старшего возраста, который далеко не сразу находит общий язык с современной техникой.

Тем более что наши любимые депутаты не дремлют, а ежечасно проявляют заботу о российских потребителях банковских услуг. Возможно, уже в ближайшем будущем банкоматы начнут нас информировать о размере комиссий, в том числе — и при использовании пластиковой карты другого банка. Впрочем, банковские технические специалисты пытаются нас убедить, что технически это чрезвычайно трудно реализовать, и я лично уже почти им поверил.

Интересно, почему банки, получив от владельцев платежных терминалов такой прекрасный шанс увеличить ряды клиентов, пользующихся их услугами, не спешат им воспользоваться? Возможно, дело в том, что лазейки в принятом законе позволят банкам самим неплохо подзаработать, взяв под свое крыло «терминальщиков», и банки не хотят обострять конкуренцию двух видов приносящих им доход «железных машин»?