Обратите внимание на то, как резко уменьшилось присутствие финансовых организаций в медиасфере.

Во-первых, становится все меньше наружной рекламы банковских продуктов. Причем если совсем недавно банки, прекратившие предлагать вклады (оно и понятно, ставки по депозитам сейчас не самые привлекательные), продолжали активно заманивать кредитами, то сейчас и такой рекламы мало. На ум приходят только рекламные щиты с «капустой» «Траста» и танцующим Элвисом Пресли «Ренессанс Кредита».

Во-вторых, банки не обновляют свои веб-сайты. Недавно на сайте одного крупного розничного банка с участием западного капитала увидела, что ставки по потребительским кредитам начинаются от 23%. Позвонив в колл-центр, узнала, что они были снижены до 15%, однако никакой информации на сайте об этом нет.

А когда я готовила аналитическую статью, питерский «Банкирский Дом» лишь с моей подачи обновил на сайте раздел «Тарифы». Оказывается, с 15 апреля он отменил комиссию за досрочное расторжение вкладов, однако его клиенты узнали об этом только в середине мая, после моего запроса.

В-третьих (полагаю, коллеги по перу меня поддержат), количество пресс-конференций, приходящихся на один календарный месяц, неумолимо уменьшается. Также банки не особо щедры на различные акции и конкурсы для клиентов. Из последних таких мероприятий вспоминается разве что розыгрыш квартиры и предстоящая лотерея, главным призом в которой будет поездка в «Диснейленд».

Недавно поделилась своими ощущениями с топ-менеджером крупного банка, входящего в первую десятку и имеющего приличный рекламный бюджет. Он попытался меня переубедить, сославшись на наступление лета и начало сезонов отпусков. И пообещал, что осенью «все начнется». Но, помнится, в прошлом году так называемый «мертвый сезон» не особо смущал банкиров. Несмотря на нехватку ликвидности, они очень активно пиарились. Именно летом началась гонка ставок по вкладам, которая продолжалась до конца года: банки пытались переплюнуть друг друга не только по размеру предлагаемых процентов, но и по количеству рекламных роликов, банеров в Интернете, где сообщали о том, как хорошо и выгодно отдавать деньги именно им.

Сейчас сложилась странная ситуация: вкладчики банкам не нужны, впрочем, как и банки вкладчикам. Прошлогодние высокие ставки по депозитам воспринимались многими людьми как способ получить дополнительный доход, а нынешние 9—10% годовых уже не так интересны. Тем более что реальный рост цен несколько отличается от официального уровня инфляции.

Рекламировать розничные кредиты? Для банков это тоже не очень выгодно. Так же, как и гражданам брать займы под 20—25% годовых. Затраты на рекламную кампанию себя не оправдают: спрос на такие дорогие кредиты явно не будет массовым.

Вот и получается, что оставшиеся одинокие клиенты сами должны узнавать информацию о финансовых продуктах: ее приходится добывать, как, например, журналист добывает новости. Кроме того, в последнее время все чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда из пяти окошек по обслуживанию физлиц в очередном отделении очередного банка работают максимум два. А кредитные специалисты при этом крайне неповоротливы: явно видно, что они не заинтересованы в выдаче займов.

Это какая-то нездоровая ситуация. Вообще-то, именно банки живут за счет клиентов, а не клиенты за счет банков. Понятно, что погоня за сверхприбылью приводит к безответственному кредитованию и убыткам. Но с другой стороны, не кредитовать и не принимать деньги на депозит тоже нельзя — это иная крайность. Летом банкам работать, конечно, не хочется, но так или иначе придется. По-моему, уже пора начинать. Иначе можно растерять остатки уважения со стороны клиентов.