Российские банки заявляют, что возросшая в последние годы финансовая грамотность россиян — в том числе и их немалая заслуга. Мол, им это выгодно: ничего не понимающий в финансах клиент увеличивает расходы банков на информационные материалы, отнимает впустую время у банковских сотрудников и всячески норовит держаться подальше от финансовых рынков вообще.

Но на самом ли деле нужен банкам «массовый» грамотный клиент?

Ведь те суммы, которые банки выделяют на просвещение россиян, в основном расходуются из рекламного бюджета, и это просвещение направлено больше на стимулирование интереса к предлагаемым услугам конкретного банка, чем на системное обучение финансовой грамотности. Ведь банки — все же не школы «финансового ликбеза» для клиентов.

Я думаю, что финансовая грамотность нужна в первую очередь самим россиянам. Ведь только владельцы крупного и среднего бизнеса имеют в штате высококвалифицированных специалистов, а малый бизнес и рядовые клиенты-физлица зачастую попадаются на все рекламные уловки банков.

Возьмем самую популярную банковскую услугу для «физиков» — срочный вклад. Как вы думаете, кого легче убедить открыть вклад под низкий процент: финансово грамотного клиента, который готов полчаса изучать условия, да еще и попросит почитать договор, или обычного человека, пусть и не располагающего крупными средствами?

Кроме того, с финансово грамотным клиентом и в период действия договора вклада надо быть осмотрительным. Захочет, например, банк ввести комиссию за пополнение вклада или просто отказаться от выполнения своих условий и не принимать дополнительные средства вопреки букве договора, так обычный клиент побухтит да уйдет ни с чем. А вот грамотный — вызовет начальника оперзала и проведет с ним небольшой ликбез да еще в Интернете на пяток форумов напишет, а на сайте Центрального банка — жалобную формочку заполнит.

А если взять экспресс-кредиты, которые до кризиса выдавались в магазинах практически всем желающим? Особенно «радуют» рекламируемые кредиты под 0% годовых. А вы видели, как розничные банки предлагают в супермаркетах оформить проходящим мимо их стоек покупателям кредитные карты? Это же буквально душераздирающее зрелище!

Не секрет, что «финансово грамотные» россияне старались обходить милых банковских девушек за столиками в магазинах дальней дорогой. А основную (и немалую!) прибыль банкам принесли граждане, которые интересовались только суммой переплаты за товар, а не процентной ставкой.

Или взять знаменитые «народные IPO». Не секрет, что основная масса участвующих в них клиентов ждали быстрых и легких доходов, а теперь им остается только удивляться размерам бонусов руководства банков да посещать бесплатные банкеты на ежегодных собраниях акционеров, до которых еще не так просто добраться.

Все это говорит о том, что государство не зря хочет заняться вопросами финансовой грамотности россиян.

Ведь насколько стабильнее будет ситуация в России, если граждане будут представлять себе возможные риски игры на фондовых биржах и «форексе», участия в сомнительных IPO, долевого участия в строительстве жилья и необдуманного использования банковских услуг?

Сейчас, учитывая как положительный, так и отрицательный опыт развитых стран, есть уникальная возможность разработать действительно полезный курс, который научит рядовых россиян азам финансовой грамотности, и позволит им избежать хотя бы грубых ошибок в принятии важных решений. Нужно только, чтобы к хорошему начинанию были привлечены действительно квалифицированные специалисты, а не «продажники» непонятных финансовых компаний и не «на коленке» созданные фонды и организации.

А банкам в случае роста финансовой грамотности клиентов тоже придется подтянуться — не нарушать взятые на себя обязательства, сделать более «прозрачными» тарифы. И повысить качество обслуживания — это тоже будет нелишним!