Когда дела у бизнесмена идут хорошо, он — желанный гость и клиент в любом банке. При подписании договора об открытии счета или при выдаче кредита произносится много красивых слов о сотрудничестве, партнерстве, совместном развитии бизнеса и прочих приятных вещах.

В дальнейшем, если все идет хорошо, то бизнес клиента растет, а банк зарабатывает приличные доходы на обслуживании денежных потоков и кредитовании клиента.

Но если вдруг эту благостную картину нарушает… нет, совсем не обязательно кризис, хотя в последние пару лет чаще всего было именно так. Но разных случайностей в жизни тоже немало. Неважно: по тем или иным причинам просто ухудшилось финансовое состояние заемщика. Временно упала выручка, прибыль ушла в минус, увеличился срок реализации товара. Со временем все вернется на свои места, но «прямо сейчас» есть проблема. Вот тут-то и наступает «момент истины» в партнерстве банка и клиента.

Многие кредиторы тут же начинают просить клиентов гасить кредиты в срок и в полной сумме, без всяких либеральных пролонгаций и перекредитований. Ибо свои, часто довольно условные, финансовые проблемы кажутся им важнее хороших отношений с клиентами. Это можно было особенно четко наблюдать во время острой фазы кризиса. Кредиты тех клиентов, кто не сумел найти деньги «на стороне» и не пожелал убивать свой бизнес, извлекая из него все оборотные средства, выносились на просрочку аккурат в срок их погашения. Ведь «точность — вежливость королей»! Естественно, просрочка в таких банках росла не по дням, а по часам. Заметим, падение выручки, прибыли, замедление оборачиваемости средств наблюдалось в конце 2008-го — первой половине 2009-го годов у большинства предпринимателей. А значит, и масштаб претензий банкиров к клиентам вырос до весьма впечатляющих размеров.

Серьезный разговор с клиентом зачастую оканчивался письменным требованием срочного погашения кредита. Ведь есть же такой пункт практически во всех кредитных договорах? Так что все по закону и правилам деловой этики. К тому же, банк уже «отжал» клиента «по максимуму» — получил доход от кредитования, остатков на счетах, конвертации валюты — и теперь стремился побыстрее с ним расстаться и искать новых, более удачливых «партнеров».

Очень часто добросовестный владелец малого или среднего бизнеса в отношениях с банком — слабая сторона. Банковская служба безопасности с широкими связями в местных силовых органах, опытные юристы, четко отлаженная система работы, отработанные механизмы давления на провинившегося клиента, быстрая подготовка документов для суда, налаженные отношения с судебными приставами — вся эта мощь немедленно обрушивается на предпринимателя, у которого и банального юриста в штате зачастую нет.

Хотя бы раз попав в такую ситуацию, хозяин небольшого предприятия надолго потеряет охоту кредитоваться не только в конкретном банке, но и в банках вообще.

Заметим: под ударом оказывается именно малый и средний бизнес. Ведь на стороне крупного в такой ситуации — не только собственные высококвалифицированные юристы, финансисты и служба безопасности, но и местные органы власти. Еще бы — остановка крупного предприятия грозит появлением нескольких тысяч (а то и десятков тысяч) безработных. Чего власти, естественно, всячески стараются не допустить.

Вот и получается, что в последние год-два сформировался целый слой владельцев малого и среднего бизнеса, не желающих ставить его в зависимость от банков. Пусть даже ценой меньших темпов развития своего дела и урезания личных расходов до минимума. Крайне осторожно эти люди выбирают банк даже для расчетов. Именно сейчас жесткое, а иногда и жестокое обращение с клиентами в разгар кризиса выходит банкирам «боком». А вместе с банками страдает и экономика: без кредитного «плеча» темпы роста ВВП заметно ниже, чем с ним.

И сделать теперь что-либо с таким положением дел очень сложно — репутация как бизнесмена, так и банка складывается годами тяжелого труда, а обрушить ее можно, совершив всего лишь несколько неверных движений.

Полагаю, что ради собственного и общего блага первый шаг навстречу партнеру в этой ситуации должен сделать именно банк. По праву сильного.