Многие клиенты считают, что банк по определению гарантирует неприкосновенность их финансов. Однако, как показывает жизнь, мошенники придумывают все более изощренные способы отъема денег населения через банки. В «Народном рейтинге» портала Банки.ру можно прочитать немало историй, как крадут деньги с пластиковых карт, по поддельным паспортам забирают вклады, переводят миллионы рублей на свои счета, получив доступ к интернет-банку клиента.

Пока преступники довольно успешно развенчивают миф о том, что пользоваться банковскими услугами безопасно, в кредитных организациях предпринимают немало усилий для защиты средств клиентов от кражи. По крайней мере, банкиры так говорят. Но повышение уровня безопасности зачастую доставляет клиентам неудобства. Например, можно вспомнить, как несколько лет назад после масштабных атак хакеров Альфа-Банк ввел обязательное подтверждение операций в интернет-банке разовыми SMS-паролями. Безопасность операций заметно возросла, однако далеко не всем клиентам понравилась такая «завязка» «Альфа-Клика» на мобильнике. Пользоваться интернет-банком через телефон стало практически невозможно, ведь связь с «Альфа-Кликом» разрывалась при получении SMS-пароля. Кроме того, мобильник можно потерять или где-то забыть.

Другой пример недовольства клиентов дополнительной защитой их денег — требование ВТБ 24 вводить одноразовый код при каждом посещении интернет-банка. Кто-то сетует на неудобство при входе в личный кабинет через коммуникатор, кто-то не готов часто ездить в банк получать карты с новыми одноразовыми паролями.

Как правило, на избыточную, по их мнению, безопасность жалуются либо те, кто никогда не сталкивался с мошенничеством, либо продвинутые пользователи, которые, как они считают, сами в состоянии позаботиться о защите своих средств. Зато, полагаю, тем клиентам Банка Москвы, у которых украли через интернет-банк миллионы рублей, использование — в любом виде — одноразовых паролей не казалось лишним или неудобным.

Банкам не всегда удается совместить меры безопасности с удобством для клиентов, и нам придется учитывать это обстоятельство и дальше. Наши граждане уже неплохо научились выбирать себе банк с точки зрения финансовой надежности (тем более что по большому счету все они одинаковы — благодаря системе страхования вкладов). Теперь, как мне представляется, не менее важно научиться делать выбор с точки зрения безопасности. В конце концов, только самому человеку решать, что для него предпочтительнее — повышенная защищенность при неудобстве пользования банковскими услугами или максимальный комфорт при меньшей безопасности.

Это, разумеется, не избавляет банки от необходимости защищать деньги клиентов, стараясь обслуживать людей наиболее выгодным для них образом — быстро, четко и корректно. Так что безопасный банк со всеми удобствами все равно остается идеалом, к которому надо стремиться.