Судебное разбирательство в московском арбитраже между банком «Российский капитал» и «Восточным Экспресс Банком» заняло всего несколько минут. В минувшую пятницу ответчик сразу признал свою «вину» и пообещал больше никогда-никогда не использовать слово «рождественский» в названии вкладов.

Оказалось, что монополия на это «оригинальное» название в банковском бизнесе принадлежит небольшому, но хорошо известному на рынке банку из далекого Благовещенска. Хотя можно догадаться, что «Восточный Экспресс» не изобретал ни это слово, ни тем более повод, по которому в честь всемирного праздника по всей планете открываются вклады.

Эта история — не единственный пример того, как общеупотребительные слова и продукты вдруг оказываются исключительными товарными знаками отдельных банков. Совсем недавно разгорелся спор вокруг… овоща. На савойскую капусту в рекламе претендовали СКБ-Банк и НБ «Траст». Но «срубить капусту» удалось только одному из них — тому, кто еще в 2006 году додумался зарегистрировать в Роспатенте товарный знак, «который представляет собой изображение савойской капусты светло-зеленого цвета».

Если можно получить монопольное право на слово «рождественский» или портрет заморского овоща, ничто не мешает попробовать довести эту практику до логической кульминации. «Восточный Экспресс Банк» может попробовать зарегистрировать в качестве товарных знаков слова «Восточный», «Экспресс» и «Банк». И пусть только попробует какое-нибудь кредитное учреждение обозвать себя «банком».

Хорошо еще, что монополия распространяется только на определенную сферу деятельности. Так что хотя бы РПЦ по-прежнему может использовать слово «рождественский» и не платить за это неустойку банку из Благовещенска, а всемирно известный поезд имеет право и дальше называться «Восточным Экспрессом».

Абсурдность ситуации понимают и в Ассоциации российских банков. После оглашения «приговора» по вкладу «Рождественский» АРБ разослала по кредитным организациям письмо-инструкцию, чтобы помочь банкам найти доказательства того, как они пользовались запретными словами и овощами еще до тех времен, когда их «приватизировали» с помощью Роспатента конкуренты. Может, теперь судиться по таким поводам банкам станет легче. Ведь «в соответствии с Гражданским кодексом (подпункт 1 пункта 1 статьи 1483) не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, в частности вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида», — объясняет АРБ банкам.

Правда, если задуматься, так ли уж важно тратить время на то, чтобы в суде доказать возможность или невозможность монопольного использования изображения савойской капусты или упоминания дня рождения Создателя. В конце концов, если банки займутся тем, чего от них ждут клиенты, — станут предлагать более привлекательные условия по депозитам и кредитам, соревноваться в том, кто лучше обслуживает клиентов, название вклада или изображение на рекламе окажутся совершеннейшими пустяками.