«Ну вот, окончательно в пиарщицы заделалась», — фыркнула одна из моих подруг-журналисток, когда я рассказала ей о теме этой колонки. Но нет, друзья, просто я решила провести эксперимент. Каждый день в своих статьях, заметках, репортажах и прочих журналистских жанрах мы изо всех сил критикуем банковские продукты. Тем не менее почти у каждого из нас есть банковская карта, через одного — получали кредиты и кредитки, не говоря уж о вкладах. Поэтому всем нам полезно иногда взглянуть на мир не суровыми журналистскими, а пристрастными клиентскими глазами. Оказывается, кредиты действительно порой улучшают качество жизни, и это не рекламный слоган. Да не отдельных людей, а целых, не побоюсь этого слова, компаний.

Хочешь получать белую зарплату — возьми кредит! Именно к такому жизнеутверждающему выводу пришла моя знакомая, которой несколько месяцев назад довелось искать новую работу. Девушка искала новый путь в жизни долго и трудно, но наконец-то нашла то, что хотела: уютное и хорошо оплачиваемое местечко в симпатичном издательстве. Там оказалось единственное «но», которое могло стать для моей знакомой фатальным, — «черно-белая» зарплата. «Черная» половина ежемесячного оклада никак не могла устроить соискательницу — по условиям ипотечного договора, ей необходимо постоянно отчитываться о своих регулярных «белых» доходах, которых должно официально хватать на текущие выплаты.

Девушка не растерялась и пошла прямиком в приемную генерального директора, где потребовала, чтобы ей в силу жизненных ипотечных обстоятельств платили полностью «белый» оклад. То ли она была очень убедительна, то ли показалась гендиректору бесценным кадром, но он согласился. Знакомая тогда стала первой «белой» сотрудницей в компании, а сейчас уже почти треть сотрудников тоже «побелели». Этому психологическому парадоксу лично я объяснения не нахожу, но факт остается фактом — чужая ипотека сделала из предпринимателя чуть более честного налогоплательщика. И теперь он может спать спокойно (хотя бы на треть), как и моя удачливая подруга.

Собственно, к чему вся эта история? Мне просто подумалось, что, наверное, идеальный заемщик — это тот, кому кредит действительно помогает жить лучше и которому есть за что бороться. Для моей подруги ипотечная квартира — единственное жилье в Москве, и это обстоятельство помогло ей с честью победить кризис и курс швейцарского франка (кредит валютный). И я знаю много других людей, которым приобретенные на банковские деньги участки, квартиры, загородные дома, образовательные кредиты и миллионы, одолженные на ремонт, помогают карабкаться вверх невзирая ни на что.

Благодаря кризису банки поняли, что нужно отделять зерна от плевел и заемщиков от халявщиков. Возможно, через некоторое время банкиры от осознания перейдут к делу и научатся видеть в своих клиентах не только бланк справки 2НДФЛ, но и хотя бы чуть-чуть — человека. Ведь даже поговорив несколько минут с потенциальным заемщиком, можно понять, будет ли человек биться за этот кредит «в случае чего». Перейдет ли на хлеб и воду, пойдет ли работать по ночам, чтобы расплатиться. В конце концов, хватит ли ему смелости потребовать у начальника «белую» зарплату и взабаламутить целую нелегальную «черно-белую» систему, которая позволяет экономить на налогах и сдирать с сотрудников штрафы. Может быть, именно в этой зоркости и должна состоять «социальная ответственность» банков — давать деньги тем, кому они действительно нужны и кто умеет ими пользоваться?