На наших глазах распадается крепкая шведская семья. Сведбанк разводится с российскими вкладчиками. Нельзя сказать, что все происходит по обоюдному согласию. Ничего подобного: это просто суровая шведская «мама» Сведбанка велела «дочке» развестись. Но воспитание, видимо, дает о себе знать: оформить разрыв отношений банк хочет цивилизованно, сохранив приличия.

Еще летом Сведбанк объявил о сворачивании розничного бизнеса в России, а в октябре предложил всем своим частным клиентам досрочно забрать вклады, пообещав за это начислить проценты, исходя из фактического срока нахождения денег на депозите. При этом в банке утверждают, что развестись можно и позднее — когда срок действия вклада закончится в соответствии с условиями договора. То есть клиенты могут пойти навстречу банку и досрочно забрать свои деньги, а могут этого и не делать. И ничего им за это не будет — никаких штрафных санкций типа комиссий за снятие наличных со вклада. Никакого раздела имущества и битья посуды. Некоторые форумчане на сайте Банки.ру, правда, жалуются на излишнее рвение сотрудников банка в убеждении поскорее развестись, по их словам, кредитная организация будет «наказывать рублем» тех клиентов, которые не захотят расставаться до окончания срока действия вклада. В самом же банке эту информацию опровергают и обещают мирный развод.

Несмотря на это, недовольных решением шведской «дочки» слишком много. Такая реакция людей совершенно естественна: во-первых, неприятно, что банк меняет правила по ходу игры, а во-вторых, никому не нравится чувствовать себя ненужным, брошенным.

Говорят, пока не разведешься с человеком, не узнаешь, что он собой представляет. Эта житейская мудрость справедлива и для отношений клиентов с банками. Иногда сугубо деловое и прагматичное партнерство оказывается полным драматизма, разочарования, обманутых ожиданий… Казалось бы, еще вчера все были довольны друг другом, а сегодня банк не просто говорит, что больше не нуждается в сотрудничестве, но и предпринимает активные меры для того, чтобы поскорее расстаться с клиентом. Причем для этого вовсе не обязательно официально прекращать работать с розничным бизнесом.

Почувствовали себя ненужными и вкладчики других российских банков. Весной и летом несколько банков ввели комиссии за пополнение депозитов, тем самым де-факто дав понять, что деньги вкладчиков, как и они сами клиенты, им не нужны. Потому что с теми, кто нужен и дорог, так не поступают.

Развод и в жизни, и в бизнесе редко проходит безболезненно для всех сторон, но умение расстаться по-хорошему — это дар, которым обладают далеко не все. Казалось, не сможет полюбовно расстаться некогда крепкая бизнес-семья Владимира Потанина и Михаила Прохорова — но ничего, поделили имущество, живут сейчас своей бизнес-жизнью. Прохоров вообще продолжает оставаться самым завидным российским женихом. А у Потанина идет новой громкий бракоразводный бизнес-процесс (теперь уже с Олегом Дерипаской). А в качестве спорного «совместно нажитого имущества» фигурирует уникальное в своем роде предприятие — «Норильский никель».

Впрочем, рядовым вкладчикам, которые решают прервать «семейную идиллию» с банками, не до разводов богатых и знаменитых. Им бы самим уладить дела с финучреждениями полюбовно, разойтись, если не оставшись друзьями, то по крайней мере не превратившись во врагов. Банки охотно привлекали деньги клиентов во время кризиса, когда собственных средств у них стало явно недостаточно, а теперь, когда деньги снова появились, избавляются от этих людей по принципу «поматросил и бросил». Такой подход может сослужить дурную службу всей системе. Так ведь и в жизни бывает: многие женщины и мужчины так болезненно переживают развод, что потом не хотят заводить новых серьезных отношений.

Так что развод по любви — такая же важная часть отношений банков с клиентами, как и брак по расчету. Тут все как в жизни: если не любите друг друга, попробуйте хотя бы уважать.