Социальные сети — один из самых модных трендов сегодняшнего времени. Некоторые «мыслители» уже предположили, что скоро эти самые социальные сети заменят собой весь Интернет, как телевизор с развлекательной «жвачкой» заменил массовому зрителю последнюю мозговую извилину.

Так ли это будет на самом деле — не знает никто. Но уже сегодня среди «продажников» массовых товаров и услуг стало считаться дурным тоном не использовать в своих целях многомиллионную аудиторию соцсетей.

А поскольку розничные и универсальные банки ориентированы в том числе на оказание массовых финансовых услуг, то они не смогли избежать попадания в социальные сети. Впрочем, пока банки барахтаются в соцсетях довольно вяло. Число участников групп и сообществ банков вкупе с подписчиками блогов пока вызывает улыбку, особенно при сравнении с клиентской базой даже средних финансовых учреждений.

В выступлениях новоявленных «пророков» от соцсетей делается упор на несколько, часто весьма спорных, утверждений. Разберем некоторые из них.

Мониторинг круга общения, интересов и активности потенциальных заемщиков, поиск неплательщиков

Любопытно: как искать человека, если половина анкет названы «Лена Блондиночка» или «Федор Суперагент»? И какова будет достоверность указанных сведений? Хотел бы увидеть внутреннюю инструкцию банка, в которой подробно будет описана методика такой работы!

В реальной жизни проверка клиентов идет с помощью других приемов, организаций и баз данных. Для «массового» заемщика — весьма формально. При рассмотрении же вопроса о крупном кредите физлицу банк потребует документы, вес которых может составлять пару-тройку килограммов. А проверка их достоверности будет вестись совсем не через «Одноклассников».

Повышение посещаемости сайта компании. Популяризация бренда. Опросы

Это вполне возможно при умелой работе соответствующих служб. Впрочем, часто бывает, что работа в соцсетях поручается в виде своеобразной допнагрузки сотрудникам банка. Это не увеличивает их зарплату, зато создает массу дополнительных хлопот. А недостаточные полномочия для оперативной работы приводят к «увязанию» во внутрибанковских согласованиях действительно оригинальных и интересных идей. Ведь банки — бюрократические организации, что грустно выглядит в быстрых на отзывы и острых на язык соцсетях. Поэтому для такой работы лучше выделять опытных сотрудников или привлекать специалистов «со стороны».

Предоставление финансовых услуг

Эта задумка имеет, на мой взгляд, отличную перспективу! Ведь что такое социальная сеть, как не объединение потенциальных розничных клиентов банка? Можно упомянуть, например, совместный проект Альфа-Банка и «Одноклассников» по оплате услуг соцсети картами Альфа-Банка. А также успешное привлечение вкладов банком «Тинькофф Кредитные Системы.»

Удивить и привлечь

Есть и примеры успешных «разовых» акций банков в соцсетях. Это и «Подари новогоднюю свечу другу» от Сбербанка, и акция «Кто вы в любви?» от Нордеа Банка, и участие в игре «Счастливый фермер» «Уралсиба». Впрочем, как именно в сознании среднего потребителя связался бренд банка и суть акций — можно только гадать. Из опрошенных мною знакомых Сбербанк как спонсора дарения новогодних свеч не назвал никто. Однако в акции участвовало 7 млн человек, подаривших более 50 млн виртуальных свечей! Но, пожалуй, самый удачный способ выбрал «Уралсиб»: выдавать виртуальные кредиты участникам игры — отличная идея!

Проверка кандидатов на работу, поиск персонала

Основной проверкой является собеседование, а также выяснение сведений о сотруднике службой безопасности. Что касается поиска персонала, то больше половины анкет соцсетей закрыты для посторонних. Впрочем, если кого-то страшно захотелось заполучить на работу, то обычно сведений о человеке уже достаточно, чтобы найти его и без помощи соцсетей.

Оперативный обмен информацией между сотрудниками банка, создание рабочих групп

Отдать крупному банку безопасность информации о своем бизнесе на откуп неясным людям из соцсетей, без гарантий ее конфиденциальности и сохранности, да еще и зависеть от «чужих» технических сбоев — не очень хорошая идея. Обычно внутри банков обмен информацией организован на вполне достойном уровне, и что еще важнее, закрыт от несанкционированного доступа. Тем не менее слухи об экспериментах некоторых банков в этой области, к моему удивлению, иногда возникают.

Ловятся ли в соцсети ВИП-клиенты?

Думаю, что чем более успешен человек в реальной жизни, тем меньше времени у него остается на общение в социальных сетях. Не то чтобы он их избегает, просто некогда — дела, семья, активный отдых. Поэтому банкам крайне трудно выйти через соцсети на столь желанных ВИП-клиентов.

Зато на «массового» потребителя розничных услуг выйти вполне реально, причем с очень небольшими затратами. Осталось только придумать способ — как. Очевидно, взятая большинством банков пауза и представляет собой некоторый период для раздумий. Кстати, очереди в отделениях банков — тоже своего рода социальная сеть! Может быть, сотрудникам банков стоит поработать и в этом направлении?