Российские розничные банки «широкого профиля» пока уверенно занимают первые позиции в рейтингах объемов выданных автокредитов. В число лидеров входят Сбербанк, Русфинанс Банк, ВТБ24, Росбанк и ЮниКредит Банк. У остальных объемы выдач и кредитных портфелей меньше в разы.

В 2010 году в кредит покупался примерно каждый третий автомобиль из 1,9 млн проданных. Причинами нового расцвета автокредитования после его «кризисного» катастрофического падения послужили сразу несколько факторов: улучшение финансового положения банков, восстановление экономики после «дна» кризиса, отложенный спрос и меры государственного стимулирования автопрома.

Очевидно, что основная часть автокредитов в минувшем году была предоставлена на покупку моделей АвтоВАЗа. Сказалась господдержка — как субсидирование процентной ставки по кредитам, так и программа по выкупу «автохлама». Завод показал небывалый рост продаж на 48%, а выпуск машин вырос до 555 тыс. штук, что выше показателей 2009 года в 2,5 раза. По итогам продаж в 2010 году модели АвтоВАЗа уверенно заняли первое место — 517 тыс. машин, или 27% рынка. А в наступившем 2011 году завод планирует собрать не менее 700 тыс. автомобилей.

В российской глубинке доля рынка АвтоВАЗа гораздо выше. Хотя у «исконно российского» производителя до сих пор нет модели с хорошим соотношением цена/качество, ремонт его продукции возможен в любой российской глуши — без участия специалистов с дорогими запчастями и оборудованием.

Но я думаю, что ситуация в ближайшие 2—3 года может измениться, причем весьма значительно. А с ней — и расклад на рынке автокредитования. Ведь набирают силу новые игроки — дочерние банки иностранных автоконцернов.

Уже в прошлом году в первую десятку по объемам выданных автокредитов вошли БМВ Банк и Тойота Банк. Очевидно, что и работа остальных банков — «Мерседес-Бенц Банк Рус», «Банк оф Токио-Мицубиси ЮэфДжей», «Банк ПСА Финанс Рус», «Фольксваген Банк Рус», а также готовящегося к открытию банка концерна Renault-Nissan в условиях оживления авторынка станет весьма заметна. В структуре балансов этих банков много общего — источником средств являются капитал и кредиты «материнских» компаний, а их основные вложения — автокредиты физическим лицам.

Хочу отметить, что за рубежом именно «дочки» автоконцернов захватили большую часть рынка автокредитов на покупку новых машин. Ведь условия они обычно предлагают более выгодные, а часть процентной ставки субсидируется материнскими компаниями. И хотя пока в России отличия их предложений от условий «универсальных» банков не всегда заметны, вскоре многое может измениться. Ведь значение нашего авторынка с открытием сборочных производств для международных автоконцернов будет только расти. Да и сам российский рынок очень привлекателен — ведь россияне до сих пор придают большее «статусное» значение автомашине, чем большинство европейцев.

Однако, полагаю, Сбербанк потеснить с первого места по объемам выданных автокредитов в ближайшие годы этим банкам удастся вряд ли. Помешает отсутствие широкой сети отделений, да и рынок кредитов на покупку подержанных машин «дочкам» автоконцернов не столь интересен. А вот следующие места в рейтингах за госбанками вполне могут быть плотно заняты российскими «дочками» банков мировых автоконцернов. Ведь в отличие от универсальных финансовых учреждений их основной задачей в России, очевидно, будет вовсе не показать максимальную прибыльность работы, а способствовать росту продаж автомашин «материнских» предприятий.

И когда через год-полтора мы вернемся к «докризисным» объемам продаж и к тому, что половина новых машин опять будет покупаться в кредит, банки-«дочки» автоконцернов могут сыграть неожиданную роль в приобщении россиян к современным и качественным автомобилям. Ведь хороший товар сограждане с удовольствием будут покупать и без всякой господдержки, лишь бы доходы позволяли. А доходы хоть и медленно, но растут, особенно в мегаполисах.