Я часто слышу жалобы знакомых владельцев малых предприятий в адрес банков. Мол, тарифы на обслуживание постоянно поднимают, не хотят работать с недавно открытым бизнесом и вообще — смотрят как на надоедливое насекомое. А уж как кредит приходишь брать — тут только держись! Требуют по максимуму — и обороты, и залоги, и отличную кредитную историю, а документы принимают чуть ли не на вес.

Но когда начинаешь расспрашивать подробнее, понимаешь, что проблемы малого бизнеса в работе с банками — лишь следствие проблем ведения бизнеса в России вообще. А банки, у которых за 20 лет российских реформ разорилось «на руках» не одно взявшее кредиты предприятие, просто стараются минимизировать свои риски, не желая участвовать в решении чужих проблем. Ведь Россия сейчас не самая подходящая страна для начала и ведения своего дела.

И это не говоря уже о том, что малый бизнес много лет остается своеобразным пасынком в российском бизнесе и рассматривается владельцами крупных компаний и чиновниками в худшем случае как «дойная корова», а в лучшем — просто как досадная помеха.

От такого отношения и проблем у малого бизнеса в России немало. Начинаются они прямо с момента создания предприятия и не прекращаются до самого его «счастливого» закрытия. При этом подавляющая доля стартапов при отсутствии у «малого бизнесмена» нерыночного ресурса (связей с государственными и силовыми структурами) разоряется весьма скоро.

Несмотря на выраженную отраслевую специфику, наличие общих для большинства малых предприятий проблем — от неподъемных цен на недвижимость и ее аренду, непомерных, постоянно растущих цен естественных монополий, повышения налоговой нагрузки до прямого административного давления — большинство бизнесменов даже не пытаются отрицать.

Многие предприниматели просто не могут из-за недостатка средств позволить себе взять в штат хорошего юриста, бухгалтера, финансиста, а пытаются сделать все сами, за что потом частенько и расплачиваются большими налоговыми штрафами да испорченной кредитной историей.

Это, кстати, отлично чувствует сегодняшняя молодежь. Ведь если 30 лет назад молодые люди мечтали стать космонавтами и учеными, 15 лет назад — банкирами и бизнесменами, то сейчас в ходу мечты о надежном месте на госслужбе, в силовой структуре или на худой конец в каком-нибудь полугосударственном сырьевом монополисте. Число желающих делать свой бизнес «с нуля», без капитала и связей, на чистых идеях, стремится не то что к нулю, а, пожалуй, уже и к отрицательным величинам.

Иногда говорится, что малый бизнес пережил кризис даже лучше, чем средний и крупный. Это далеко не так. Ведь малый бизнес очень неоднороден — и по деловому опыту его владельцев, по их финансовым возможностям, по роду деятельности, наконец. Кроме того, помощь ему государство в кризис практически не оказало — в отличие от госмонополий и олигархических гигантов. Поэтому бывало, что те банки, которые перед кризисом спешно наращивали кредитные портфели малому бизнесу «любой ценой», зимой 2009 года столкнулись с очень большим процентом невозврата ссуд. Кстати, в тот момент и сами банки старались выжить как могли, в том числе поднимая ставки по кредитам, так что свою роль в «кризисных» проблемах малого бизнеса сыграла и «дружеская» забота банков о клиентах.

Я уже писал о том, что зачастую ряд банков рассматривает малый бизнес с жестких потребительских позиций, действуя точно по словам Марка Твена: «Банкир — это человек, который одолжит вам зонтик в солнечную погоду, чтобы забрать его, как только начинается дождь». Но практика все равно показывает, что установление длительных партнерских отношений между банком и малым бизнесом идет только на пользу обеим сторонам.

Однако вопреки частым жалобам бизнесменов выходит, что основной источник их проблем — вовсе не банки, а неблагоприятный климат для предпринимательства. России пока, к сожалению, далеко до многих европейских стран, где вклад малых предприятий в ВВП составляет до 70%. Для сравнения — в России эта доля оценивается примерно в 20%.

Поэтому сколько ни упрекают банкиров с высоких трибун, что они мало кредитуют малый и средний бизнес, начинать этим «говорящим головам» нужно с принятия реальных мер по упрощению открытия и ведения своего дела, снижению налоговой и коррупционной нагрузки на бизнес. Тогда, глядишь, и банки без всяких понуканий сами рады будут выдать кредит на привлекательных условиях зашедшим к ним новым клиентам.

Ведь значительная часть крупного российского бизнеса уже поделена между госбанками, с которыми трудно конкурировать даже крупнейшим банкам частным. А вот малых предпринимателей в России несколько сот тысяч, и именно в расширении сотрудничества с ними я вижу путь развития российских банков в ближайшие годы.