Львиную долю персонала банка составляют люди, выполняющие однообразную техническую работу в строгом соответствии с заранее, еще до их прихода, утвержденными должностными инструкциями.

Не верится? Для наглядности пройдемся по отделам. Первые, с кем мы столкнемся, — операционисты. Они получают документы от клиентов банка, сверяют подписи с образцами, вводят данные в компьютер, если все оформлено правильно. Пишут отчетность по заранее заведенной форме. А еще кладут проведенные документы в ящики или в папки на каждого клиента и достают эти самые бумаги, когда клиенты приходят в следующий раз. Форм распоряжений банку — всего несколько, поэтому документация разнообразием не отличается. Спрашивается, какое для всего этого требуется образование? Может быть, знание экономики или иностранных языков? На самом деле даже юриспруденция не требуется, потому что операционист не уполномочен решать ни одного вопроса. Чуть что — он обязан идти к соответствующим структурам или к руководству.

Касса. Абсолютно то же самое, только еще и с наличными деньгами, а значит, с колоссальной материальной ответственностью. Бывает так, что кассир работает с такими суммами, ошибка в пересчете которых может стоить зарплаты за ближайшие 10 лет. Но это не меняет самого принципа работы: документ получил — деньги выдал. Деньги получил — выдал документ. Все в строгом соответствии с регламентом.

Кредитный отдел. Приходит клиент и приносит документы по перечню, утвержденному высшим руководством банка. Сотрудники вводят данные в компьютер и получают готовый результат — кредитный уровень заемщика. И заполняют вместе с клиентом заранее заготовленный и выверенный бланк договора. Точно так дело обстоит и с ипотекой, и с автокредитованием. Продолжать, полагаю, смысла нет — почти во всех отделах мы увидим ту же картину.

Таким образом, получается, что поля для принятия решений у банковских служащих нет и быть не может. Более того: банки — организации консервативные. Чтобы что-то изменилось, чтобы появилось хотя бы какое-то разнообразие, надо, как правило, новое распоряжение Центрального банка или перемены в законодательстве страны. Последние такие изменения, например, касались закона об отмывании денег, когда от сотрудников кредитных организаций в срочном порядке потребовалось собирать данные о клиентах. Но так как некредитные организации ЦБ не подчиняются, то такая работа вообще поставила операционистов в положение просящих.

И вот тут возникает главный вопрос. Если нет возможности что-то решать, то к чему персоналу банка знания? Им они не нужны. Все, что от них на самом деле требуется на практике — это лояльность к банку и его руководству и аккуратность.

Но, как это всегда бывает, нет худа без добра. Работа, допустим, в магазине или у какого-нибудь сотового оператора и то будет более разнообразной, чем в банке. Но зато в кредитной организации специалист с высшим экономическим образованием окажется в кругу таких же образованных и подготовленных людей. Пусть их знания не востребованы. Зато круг узок.

А еще есть шанс, что когда-нибудь руководитель направления, начальник отдела, директор департамента или даже председатель правления и президент куда-нибудь денется. И тогда бывший рядовой служащий банка займет его место, и его знания окажутся востребованы. Но случится ли это на самом деле?