Еще в IV веке до нашей эры один из величайших философов и открыватель демиургов Платон доказывал, что наиболее высокооплачиваемые работники организации не должны отрываться по доходам от низкооплачиваемых более, чем в пять раз. Много веков спустя американский теоретик менеджмента Питер Друкер утверждал, что самым удачным будет соотношение 20:1. Однако последние международные исследования показали, что этот разрыв в современных крупных компаниях составляет уже 80 и более раз.

Влияние бонусов и прочих выплат топ-менеджменту на состояние кредитных организаций гораздо более серьезно, чем об этом можно подумать. Например, у топ-менеджеров банков со слабым внутренним контролем могут быть скрытые должностные доходы (условная коррупция). Но даже если не брать откровенную финансовую уголовщину, управляющие банками заинтересованы в краткосрочных успехах, чтобы иметь возможность получать более высокие годовые выплаты. При этом принятые ради высоких доходов риски, как правило, реализуются не сразу, а уже в момент системного кризиса, когда бонусы давно выплачены. За риски подобной экспансионистской политики приходится расплачиваться кредиторам рухнувших кредитных организаций или государству.

Вопрос выплат менеджменту в банках вышел в политическую и социальную плоскость во время последнего мирового финансового кризиса, когда за рухнувшие финансовые учреждения пришлось выкладывать кругленькие суммы из государственных бюджетов, то есть за счет налогоплательщиков.

Банкиры были объявлены «жирными котами», которые думают только о своей выгоде и перекладывают убытки на общество. Критике подвергались и сами непрозрачные схемы выплат.

Как и следовало ожидать, международные организации не могли оставить без внимания вопросы вознаграждений топ-менеджменту и ключевым работникам, оказывающим существенное влияние на финансовое состояние банка.

Сегодня все предложения регуляторов и консультантов сводятся, по сути, к трем советам. Во-первых, изменить механизм назначения выплат. В частности, создавать в банках специальные комитеты по вознаграждениям. Во-вторых, изменить механизмы выплат: применять схемы, учитывающие не только рост капитализации или продаж банковских услуг, но и риск. В-третьих, повысить саму прозрачность выплат.

В рамках третьего направления Базельский комитет по банковскому надзору в июле 2011 года выпустил новый стандарт «Требования к раскрытию информации о вознаграждениях», смысл которого — в унификации разрозненных требований, применяющихся в разных странах.

Теперь все требования к раскрытию информации по вознаграждениям разбиваются на две группы: качественные и количественные. В качественных раскрываются ключевые аспекты политики выплаты вознаграждений, а в количественных — непосредственно суммы, количество работников, структура и иные числовые параметры выплат.

Всю подробную информацию о вознаграждениях банки обязаны будут раскрывать на сайте в отдельном ежегодном документе, доступном для пользователей. На мой взгляд, в России целесообразно, чтобы данная информация вывешивалась также на сайте ЦБ вместе с отчетностью банков.

В чем польза новых базельских предложений? Клиенты банков и миноритарные акционеры получат лучшее представление о том, что творится в их кредитной организации с оплатой труда менеджеров, а надзорные органы смогут проверять достоверность сведений. Аналитики и эксперты же с удовольствием примутся сравнивать политики выплат различных банков.

Будет или нет Банк России требовать от крупных банков полного раскрытия информации начиная с 1 января 2012 года? Полагаю, что скорее да, чем нет, хотя, возможно, и немного позже. Наш Центробанк входит в Базельский комитет, а значит, требования распространяются и на Россию. Кроме того, общее настроение регуляторов в мире способствует повышению прозрачности выплат, да и Банк России неоднократно заявлял о необходимости контроля за топ-менеджментом. Было бы странно отказываться от такой возможности.

Не стоит забывать, что и сами крупные банки отчасти заинтересованы в том, чтобы международные требования применялись и в России. Многие из них собираются размещать или уже размещают свои акции и облигации за рубежом, а потому соответствие международным требованиям для них — насущная необходимость.

В общем, банкам пора готовиться к раскрытию информации о выплатах с подробным объяснением существенных аспектов политики в этой сфере, а внешним экспертам — радоваться и надеяться, что международные положения будут грамотно внедрены в России. Простые же клиенты и акционеры банков, возможно, уже в следующем году смогут заглянуть в карманы банкиров.