Вряд ли можно поспорить с тем, что во многом благодаря страхованию вкладов российская банковская система смогла устоять под натиском кризисной волны 2008 года. Те самые люди, что в 1998-м толпились в очередях в банкоматы за своими деньгами, в этот раз, напротив, несли деньги в банки. Как гласит уже привычная фраза: все вклады застрахованы.

Именно в кризис стала понятна значимость Агентства по страхованию вкладов (АСВ), хотя создали его загодя, в 2004 году. И хорошо, что создали. В 2008 году АСВ следило за системой страхования вкладов и работало с проблемными банками. Кого-то полечили (санировали), кого-то реорганизовали путем присоединения, кого-то и вовсе ликвидировали.

Сегодня ситуация несколько поменялась, но деятельность АСВ остается весьма и весьма полезной. Взять тот же Банк Москвы. Ну как еще можно было помочь этой замечательной, но неожиданно попавшей в неприятную ситуацию кредитной организации? Да никак, кроме как через АСВ. Это, конечно, далеко не единственный случай, где нужны длинные руки АСВ. Центробанк продолжает муштровать финансистов — и с гораздо большей силой, чем в 2008 году, а с вкладчиками неудачливых банков приходится общаться агентству. Речь идет не только о местечковых кредитных организациях, но и о довольно крупных игроках вроде Межпромбанка и АМТ Банка, у которых вкладчиков порядочно.

И все же создается ощущение, что уж больно АСВ раздувает щеки. Да, важный орган, на котором лежала довольно значимая общественная роль. И по сей день лежит. Но, похоже, в агентстве считают, что плох тот моряк, который не хочет стать капитаном, и желают порулить на полную.

В АСВ большое количество департаментов, специалистов, множество процедур и постоянно проводящихся аналитических исследований. Но все-таки действия АСВ зачастую напоминают поведение сотрудника, желающего выслужиться перед руководством. Примеры приводить не буду — дело не в них, а во все чаще возникающем ощущении, что АСВ в новостном фоне как-то значительно больше, чем должно быть, исходя из его функций. Это понятно: окологосударственные институты развития все как один бросились придумывать, чем им заниматься после кризиса, чтобы не потерять полученное влияние. А то без них — не проживем.

Оно, может, и правда. Только надо понимать, что роль таких институтов должна меняться в сторону наблюдения, мониторинга, контроля, а не расширения обязанностей и обязательств.

Агентство по страхованию вкладов должно в первую очередь заниматься страхованием вкладов, а не становиться Флитской тюрьмой банковского сектора. Институты развития берут под контроль все новые финансовые потоки, таким образом увеличивая свое влияние. Но их основная задача должна лежать в плоскости мониторинга и предупреждения неприятностей, а не в бессмысленном переделе зон влияния.