«Есть больные щенки, есть мертвые, а есть разложившиеся, последние достаются нам все чаще и чаще», — так на мою просьбу рассказать в двух словах о тенденциях на рынке коллекторских услуг ответил гендиректор одного крупного долгового агентства.

Тема взаимоотношений банков и коллекторских агентств стала центральной на конгрессе «Рынок взыскания задолженности — тренды и перспективы», который прошел на этой неделе в Москве. Коллекторы высказали недовольство тем, что банки продают им портфели безнадежных кредитов, в результате затраты на взыскание не оправдываются, рентабельность бизнеса падает. После кризиса 2008 года коллекторские агентства потирали руки, осваивая существенные объемы передаваемых банками на аутсорсинг кредитов. Больше всего их радовало то, что просрочка была относительно «свежая».

Сейчас долги банковских заемщиков, которые находятся на взыскании у коллекторов, стали старше. Например, в сегменте автокредитования, по данным агентства «Пристав», средний возраст просрочки увеличился с 410 дней в 2010 году до 810 дней в 2011-м; по кредитным картам — с 415 до 580 дней. Эффективность взыскания уменьшилась за тот же период с 16% до 10%.

«Банки стали умнее, — не без грусти в глазах пожаловался мне один из участников конгресса, — они усовершенствовали свои скоринговые системы и стали более разборчиво выдавать кредиты по сравнению с докризисными временами, да и сами заемщики лучше оценивают свои финансовые возможности».

Представители кредитных организаций признаются, что в условиях оптимизации расходов передают на аутсорсинг те кредиты, которые сами уже отчаялись вернуть. Начальник управления экономической безопасности одного из банков признался, что ему выгоднее нанять «нескольких бойцов», которые будут заниматься взысканием «плохих» долгов, чем продавать портфель. «Мы можем «жестить» так же, как и коллекторы, зачем тогда отдавать портфель, по которому мы еще можем получить доход?» — с нескрываемым удовольствием рассказывал он о своей работе в кулуарах конгресса.

Качество передаваемых на взыскание кредитов, видимо, переполнило чашу терпения коллекторов, у которых и до этого была масса претензий к банкам. Например, год назад участники рынка подготовили для кредитных организаций рекомендации по работе с ними. В частности, коллекторы упрекали банки в том, что те не всегда перечисляют платежи в их пользу в случае, если заемщик после продажи долгов продолжает платить по старым реквизитам. Также они просили права на переоценку портфеля с момента передачи на проведение оценки до фактического перехода прав требований. Несмотря на настойчивые просьбы коллекторов, банки предупредили, что будут работать так, как считают нужным, а это значит так, как им выгодно.

Бизнес не терпит простоя, падение прибыли и возможные убытки непростительны. Коллекторы это понимают и, все реже находя взаимопонимание с кредитными организациями, присматриваются к другим рынкам и другим должникам.

Уже не первый год агентства претендуют на полномочия судебных приставов и, как отметили участники конгресса, получили на это согласие Минюста. Коллекторы ведут переговоры с налоговой службой, чтобы помогать ей взыскивать задолженность перед бюджетом, в некоторых регионах они уже по соглашению с коммунальными службами выбивают долги по услугам ЖКХ. Также коллекторы смотрят в сторону страховых компаний в надежде, что те отдадут им часть работы по взысканию задолженности с автовладельцев, которые не хотят покрывать ущерб, если он выходит за рамки ОСАГО. На подходе и микрофинансовые организации, портфели которых с принятием закона, регулирующего их деятельность, стремительно растут.

Что может помирить коллекторов с банками? Только мощная волна кризиса, считают участники рынка. В случае развития худшего сценария в российской экономике (резкое падение цен на нефть, ослабление рубля, массовые увольнения, обнищание населения) доля просроченной задолженности, тенденция по снижению которой наметилась не так давно, снова начнет расти. Тогда банки рискуют столкнуться с массовыми невозвратами по кредитам и будут готовы привлечь коллекторов, услугами которых они сейчас пренебрегают. Участники конгресса с таким упоением рассказывали о возможных проблемах кредитных организаций, что, казалось, они видят такой вариант развития событий в качестве предпочтительного. Ну что ж, бизнес есть бизнес. Что для одних погибель, для других — процветание.